Кто победил от саммита КСА и США – Байден или Бен Салман?

Опубликовано: 18.07.2022

Кто выиграл по итогам саудовско-американского саммита в Джидде или выиграл от него больше? Этот вопрос находится в центре внимания дебатов в Соединенных Штатах, где продолжаются споры по поводу визита Джо Байдена на Ближний Восток…

Газета The Wall Street Journal полагает, что саммит стал «явной победой Эр-Рияда, и явным признаком того, что глобальная изоляция саудовского кронпринца потерпела неудачу».

Что касается президента США, отмечает издание, то ему придется ждать недели, а то и месяцы, прежде чем он и весь мир узнают, окупился ли визит на Ближний Восток для Соединенных Штатов или нет. Ведь цель визита, особенно в Саудовскую Аравию, состояла в том, чтобы восстановить отношения с богатым нефтью регионом Персидского залива до их прежней эпохи после критики Эр-Рияда за нарушения прав человека и убийство журналиста Джамаля аль-Хашакджи.

С одной стороны, американские официальные лица заявили, что прошедший саммит приведет к ощутимому прогрессу, но, с другой стороны, признали, что зачастую на это уходит некоторое время.

К тому же, саудовцы не пообещали увеличения добычи нефти. И хотя Вашингтон выразил уверенность в том, что королевство склонно увеличить поставки нефти в ближайшие недели, официальные лица КСА это заявление, по сути, дезавуировали, подчеркнув, что «сделают все необходимое, чтобы сбалансировать нефтяной баланс на рынке в случае дефицита предложения».

Также было отмечено, что любые действия по добыче нефти необходимо согласовывать с остальными производителями этого сырья в рамках альянса «ОПЕК+», в который входит и Россия. И поскольку действующее соглашение с «ОПЕК+» истекает в конце августа, в течение следующего месяца фактически именно на саудовцев и россиян возложено принятие важных решений по добыче нефти.

***

Сразу после турне Байден попытался опередить упрек своих однопартийцев из числа Демократической партии, заявив, что во время встречи с кронпринцем он поднял тему убийства аль-Хашакджи. Однако некоторые из них усомнились в полезности дипломатических усилий своего президента. Так, представитель «демократов» Адам Шифф написал: «Если когда-нибудь понадобится напоминание о продолжающемся влиянии, которое богатые нефтью автократы имеют на внешнюю политику США на Ближнем Востоке, такое напоминание было получено. Один обмен кулаками (рукопожатием) стоит тысячи слов».

Что же касается ссылки Байдена на убийство журналиста во время частной встречи с Бен Салманом, то два хорошо информированных саудовских чиновника заявили, что принц в ответ напомнил Байдену о нарушениях прав человека со стороны американских военных, например, пытки заключенных в иракской тюрьме Абу-Грейб. Также наследный принц сказал главе Белого дома, что Соединенные Штаты не могут навязывать свои ценности иностранным государствам, таким как Саудовская Аравия, указав на провальные результаты войн в Ираке и Афганистане.

Кроме того, саудовцы не постеснялись выразить свое возмущение после того, как американский репортер спросил кронпринца, не извинится ли тот перед семьей аль-Хашакджи. Саудовские аккаунты в социальных сетях опубликовали фотографии улыбающегося Бен Салмана во время этого вопроса, и описали «фальшивую улыбку наследного принца» как «знак неповиновения», а также то, что Байден приехал в Джидду, чтобы попросить «помилования» после своих обязательств «отречься от королевства».

***

Впрочем, визит Байдена привел к некоторому прогрессу в нескольких важных вопросах, включая передачу Саудовской Аравии суверенитета над двумя стратегическими островами в Красном море, что свидетельствует о растущем доверии между Израилем и рядом арабских стран. В ответ Эр-Рияд согласился снять ограничения на транзит израильских коммерческих самолетов над королевством.

А вот по Йемену никаких важных решений принято не было. Также, несмотря на заявления об активизации усилий по укреплению ПВО на Ближнем Востоке, разногласия по этому вопросу, по сути, свели эти усилия на нет. Вашингтону пока так и не удалось добиться обязательства саудовцев официально интегрировать Израиль в систему совместной обороны, и это был тот вопрос, о котором много говорили перед поездкой Байдена в регион. Не случайно министр иностранных дел КСА Фейсал бин Фархан заявил, что во время встреч «никогда не предлагалось никакого военного или технического сотрудничества с Израилем».

***

В целом польза визита Байдена для саудовцев была очевидна сразу, считают авторы материала: с того момента, как глава Белого дома прибыл в королевский дворец в Джидде, официальные лица Саудовской Аравии «били в барабаны и восторженно говорили о том, что встреча стала доказательством укрепления власти Бен Салмана».

Muslim Politic по материалам The Wall Street Journal

Tags: ,

Comments are closed.