Турецко-сомалийский военный договор в ракурсе внешней политики ОАЭ

Опубликовано: 15.03.2024

Турция и Сомали заключили в феврале 2024 года военное соглашение между двумя странами, и этот факт крайне обеспокоил третью сторону, а именно – Объединенные Арабские Эмираты…

Ранее Абу-Даби сам договорился о военном сотрудничестве с сомалийскими властями, но в Могадишо многим представителям властных структур это не понравилось, так как, по их мнению, заключенные договоренности противоречат суверенитету Сомали.

К примеру, соглашение, по сути, разрешает ОАЭ «проводить любые военные операции и операции по обеспечению безопасности на земле, море и в воздухе, которые эмиратцы посчитают целесообразными для ликвидации террористических элементов».

Также Абу-Даби получил право «использовать сухопутные порты и аэропорты на сомалийской территории и создавать военные базы и учебные центры для расширения своей деятельности».

Но самым спорным пунктом стало предоставление Эмиратам «полного военного иммунитета». В договоре прямо говорится о том, что «всем лицам, действующим в соответствии с настоящим Соглашением, будут предоставлены гарантии и иммунитет от любой административной, юридической или международной ответственности».

После того, как кабинет министров Сомали дал свое одобрение, ОАЭ передислоцировали на родину часть сомалийских сил, которые они обучали в Уганде, выплачивая им зарплату и покрывая их расходы. Месяц спустя эмиратские военные начали строительство новой базы в южном регионе Джубаленд.

***

Впрочем, парламент Сомали так и не ратифицировал данное соглашение. Вместо этого депутаты быстро одобрили аналогичный договор об обороне и торговле с Турцией.

Согласно экспертному мнению, на отход сомалийцев от Абу-Даби повлияли два аспекта: 1) уверенная победа Реджепа Эрдогана на последних президентских выборах; 2) развитие отношений между Эфиопией и сепаратистами из Сомалиленда, что сильно обеспокоило Могадишо.

Дело в том, что в Сомали нет ни военно-воздушных, ни военно-морских сил. В связи с этим любая попытка Аддис-Абебы «навязать свою волю сомалийским водам» не встретит никакого ответа. Анкара же вполне может обеспечить «некоторый баланс»: у турецких войск уже есть своя военная база в стране и корабли, действующие у сомалийских берегов в составе сил ООН по борьбе с пиратством.

В итоге в феврале между Турцией и Сомали и было достигнуто соглашение об обороне, содержание которого правительства двух стран до сих пор держат в секрете. Предполагается, что данный договор предусматривает предоставление права Анкаре «защищать сомалийские воды от нарушений в течение следующих 10 лет».

***

Начиная с 2023 года, Абу-Даби прилагает серьезные дипломатические усилия, чтобы подписать похожее или даже более продвинутое соглашение о безопасности с Могадишо. Однако реакция сомалийских властей на это предложение была более чем неохотной.

Турецкие официальные лица говорят, что договор об обороне с Сомали «не вызвал никаких последствий для Эмиратов». Но резкая, в определенной степени, реакция со стороны ОАЭ указывает на другое.

Так, эмиратские официальные лица уже предупредили Могадишо, что они могут прекратить финансовую поддержку части сомалийских вооруженных сил, которым по плану должно быть выделено 5 миллионов долларов.

По официальной версии данное решение было связано с атакой, предпринятой группировкой «Аш-Шабаб» на военную базу в Сомали, в результате чего погиб полковник ОАЭ Мубарак аль-Мансури. Однако многие воспринимают этот шаг как ответ на соглашение Могадишо с Анкарой.

***

По мнению профессора Университета национальной обороны Мехмета Озкана, за турецко-сомалийским соглашением стоит еще и Доха. И именно это является основной причиной опасений со стороны Абу-Даби, обеспокоенных складывающейся в районе Африканского рога ситуацией.

Таким образом, ОАЭ, вероятно, в большей степени беспокоятся об усилении позиций Катара, а не Турции, с которой Эмираты теперь поддерживают весьма тесные отношения…

Muslim Politic по материалам Middle East Eye

Comments are closed.