Военные и культурные достижения мамлюков

Опубликовано: 25.09.2014

4

Правление мамлюков можно оценивать по-разному: от ярких до темных красок. Однако несомненным остается одно – мамлюки дали новый импульс развитию мусульманской цивилизации, которая к тому времени оказалась на грани катастрофы.

***

Предшественниками мамлюков можно считать гулямов – молодых и отважных воинов, в большей степени наемников, нежели невольников, которые составляли гвардию при Аббасидах. Попавшие однажды в мусульманскую армию, они смогли достичь высочайшего уровня командования, в результате чего их часто назначали наместниками провинций. Одним из таких наместников был Ахмад ибн Тулун, который правил Египтом с 868 г.

Постепенно власть армейских военачальников становилась все больше, что выражалось в предоставлении высоких полномочий. Так, например, уже в 937 г. наместнику Египта было дано право носить титул ихшида, который фактически символизировал независимость. Незадолго до смерти преемника первого ихшида, Египет перешел во власть наместника, приближенного ко двору. К моменту прихода Фатимидов реальным правителем страны являлся внук основателя династии Ихшидидов.

Следует отметить, что в восточной части мусульманского государства гулямами были в основном представители тюркских племен. Некоторые из них смогли основать и собственные государства со своими династиями, одним из которых, например, являлось государство Газнавидов, правители которого все же выказывали номинальную подчиненность Аббасидам.

Что касается Египта, то там наемники представляли две силы – выходцы с Востока и представители Африки. Африканцами в большей степени были нубийцы – жители Судана. Выходцами с Востока же были не только тюрки, но и кавказцы, которых обычно называли черкесами, хотя среди них были представители разных народов Кавказа. Среди наемников оказывались также и славяне.

***

Когда в Египте пришли к власти Аййубиды, они уже во многом опирались на наемников, которых называли мамлюками. А через восемьдесят лет мамлюки сами приходят к власти и основывают свои собственные династии. Одним из выдающихся правителей династии Бахритов, которые находились у власти больше века и являлись представителями тюрков, был султан Бейбарс. Именно под его командованием в 1260 г. было остановлено наступление монгольского языческого хана Хулагу, который до этого огнем и мечом прошелся по землям Аббасидского государства, окончательно его разрушив.

(Здесь следует отметить, что одной из причин нападения монгольских войск на Халифат стал отвратительный поступок одного из автономных правителей Хорезма – хорезмшаха, который уничтожил монгольских послов, присланных к нему с торговой миссией. После такого унижения разгневанные войска монголов крушили все на своем пути, стремясь добраться до унизившего их хорезмшаха, который сбежал из столицы своего автономного государства, укрывшись на одном из островов Каспийского моря).

Завоевав практически все территории Аббасидов, за исключением южных провинций, войска монголов дошли до Сирии и Палестины, соприкоснувшись с египетскими владениями. Именно здесь и произошла знаменитая битва при Айн Джалуте, где войска хана Хулагу потерпели значительное поражение.

Понимая, что своими силами египтянам вряд ли удастся справиться с мощной монгольской армией, которая к тому же могла быстро пополнить свои ряды за счет покоренных народов, султан Бейбарс делает великолепный дипломатический ход, обращаясь за помощью к хану Берке – дяде Хулагу. Дело в том, что к тому времени золотоордынский хан Берке уже принял ислам, и мудрый султан Бейбарс знал об этом. В одном из своих писем султан призывает «уничтожить общего врага» и подчеркивает, что «будет его в этом поддерживать». В ответ хан Берке пишет: «Пусть знает султан, что я сражался с Хулагу, с которым мы одной крови и плоти, для возвышения Великого Слова Божьего, пусть он знает о моей бескрайней любви к Исламу. Я сражался с Хулагу, потому что он вершит несправедливость, а те, кто делают это, являются неверными Аллаху и его Пророку…».

***

Но не только с монголами вынуждены были сражаться мамлюкские правители, ведь еще со времен Фатимидов на землях Палестины оставались войска крестоносцев, которых частично изгнал из Палестины великий Салахуддин. Столкновения с крестоносцами продолжались и после смерти Салахуддина, поскольку в Палестину организовывались новые походы. Один из них, седьмой по счету, организованный французским королем Людовиком «Святым», окончился полным и безоговорочным поражением. Его войско было разгромлено, а сам он со своим ближайшим окружением попал в плен и был отпущен за большой выкуп. И решающую роль в этой победе сыграла армия мамлюков.

Но крестоносцы на этом не успокоились, организовав еще один поход, который также окончился для них полным провалом. Король Людовик «Святой» видимо никак не мог смириться со своей прошлой неудачей, но так и не понял, что его дело вовсе не святое. В результате, потерпев несколько чувствительных поражений, войска крестоносцев потеряли практически все свои крепости, а сам король умер от «черной смерти», как называли в свое время чуму. В 1291 г. крестоносцы были полностью изгнаны со Святой земли и больше там не появлялись.

В 1390 г. власть в Египте оказывается в руках другой ветви мамлюков, представителями которой были в основном выходцы с Кавказа. Этих людей называли черкесами – и им также пришлось отражать нападения и заключать союзы. Общим врагом для золотоордынских ханов и мамлюков стал Тамерлан. Однако на этот раз больших столкновений между ним и мамлюками не было, поскольку Тамерлан предпочитал громить своих соперников по одиночке. Первым из них оказался ордынский хан Тохтамыш, вторым – правитель османов Баязид. И хотя оба государства были разгромлены Тамерланом, тем не менее, он так и не решился напасть на владения мамлюков.

Конец независимому правлению мамлюков был положен османами, в результате успешных действий которых Египет вошел в состав Османского государства. Но даже после этого мамлюки сохраняли свое влияние еще несколько веков.

***

Государство мамлюков в глазах современных читателей предстает этаким спартанским режимом, где «правило бал» исключительно военное ремесло, без каких-либо достижений в иных сферах. Между тем, согласно историческим данным, помимо военных достижений, существовали также и культурные. Одним из таких достижений является создание первого арабо-кипчакского словаря. Были и другие словари, созданные в Египте, один из которых был посвящен сразу четырем языкам: арабскому, персидскому, тюркскому и монгольскому.

В период правления мамлюкских султанов было создано и множество художественно-литературных произведений, из которых, к сожалению, сохранились лишь некоторые экземпляры. Например, поэма «Хосров и Ширин», написанная на кипчакском языке, единственный список которой хранится в Парижской национальной библиотеке. Ее автором является выходец из Дешт-и-Кипчака. Тюркоязычный перевод шедевра мировой литературы «Шахнаме» (начало XVI в.) в фотокопии и транскрипции опубликован в Варшаве в 1965 г. Книга была издана по совету последнего мамлюкского султана. Но самым значительным произведением, написанным на половецком языке в Египте, является поэма «Искандернаме». Там описываются события XIV в.: бегство султана Ахмеда из Багдада, поход Тимура в Турцию, смерть Баязида Молниеносного, смерть золотоордынского хана Тохтамыша и др.

Следует отметить, что большинство поэтов и писателей того времени в этом регионе были выходцами из южно-русских степей, и на этом фундаменте в Египте, Сирии развивалась половецкая культура. Но связано это не столько с тем, что в Египте правили мамлюки, сколько с тесными дипломатическими, политическими и культурными связями с далекой родиной, где располагалась тогда Золотая Орда. В период правления мамлюков в Египте жили и работали и два величайших историка того времени – аль-Макризи и ибн Халдун, чьи труды оказали влияние и на европейские умы. Так, при сравнительном анализе, становится очевидно, что известный Макиавелли использовал работы ибн Халдуна.

Известно также и то, что при Бахритах Египет славился своими врачами – офтальмологами (которые уже тогда врачевали катаракту), хирургами, гинекологами и даже ветеринарами.

***

Таким образом, мамлюки в Египте отличились не только как искусные воины и полководцы на полях сражений, но также внесли огромный вклад и в развитие мировой литературы, поэзии, медицины, архитектуры. Примером архитектуры служит, в частности, одна из красивейших египетских мечетей в г. Фустате, которую построил еще наместник Египта Ахмад ибн Тулун в 879 г. В Каире также сохранились великолепные памятники мамлюкской архитектуры, дающие представление о средневековом Каире.

5

И хотя среди мамлюков были и жесткие правители, чего к великому сожалению сложно было избежать, в целом историки отмечают подъем экономического благосостояния и расцвет культуры и искусства в Египте во времена мамлюков. Да, культурная среда действительно влияет на жителей, а исламская цивилизация, как известно, обладала и обладает до сих пор величайшим потенциалом для развития народов. Примером этого стали и бывшие наемники, благодаря которым мусульмане не только остановили монгольское нашествие и изгнали крестоносцев, но и возродили былое величие в самых различных областях, включая культуру и науку.

Источник: Islam.ru

Tags: ,

Comments are closed.