Обзор Аравийского п-ва: «умные» ракеты для ОАЭ; трудный выбор Эр-Рияда; база Китая в Омане; и многое другое (октябрь-ноябрь 2023)

Опубликовано: 03.12.2023

Саудовская Аравия

Начало войны в Газе смешало все геополитические карты. В связи с этим Эр-Рияд оказался перед трудным выбором: с одной стороны – переговоры по сближению с Израилем, с другой – ожидания мусульман саудовской реакции на происходящее, учитывая статус королевства в арабо-исламском мире.

По данным западных СМИ, власти Саудовской Аравии отвергли давление со стороны Вашингтона, который просил КСА осудить ХАМАС. Эр-Рияд не только отказался это сделать, но и отложил переговоры с Тель-Авивом.

Более того, наследный принц Бин Салман на саммите БРИКС призвал остановить экспорт оружия в Израиль. Правда, при этом королевство отказалось обсуждать возможность использования против израильтян «нефтяного оружия». На этом фоне Бин Салман встретился с президентом Ирана И. Раиси – впервые с тех пор, как страны при поддержке Китая достигли соглашения о нормализации отношений.

Тем временем Центробанки КСА и КНР подписали соглашение о валютном обмене на сумму порядка $7 млрд. Кроме того, китайцы намерены инвестировать порядка $267 млн в создание первого в Саудовской Аравии специализированного завода по производству современных спутников. Эр-Рияд заявил, что объем инвестиций планируется последовательно увеличивать.

По прогнозу McKinsey Consulting, ожидается, что на промышленные и другие мегапроекты КСА ежегодно будет тратить более $175 млрд. Мегапроекты представляют собой ключевой фактор в планах превращения страны в ведущее мировое туристическое направление и вывода экономики из нефтяной зависимости.

Однако для всего этого требуется финансирование, а с этим наблюдаются серьезные проблемы. Как итог – саудовцы опять залезают в «долговую яму». Дефицит бюджета возник на фоне более низких, чем ожидалось, цен на нефть. Госдолг на конец III квартала 2023 г. составил почти $265 млрд. И это при том, что некоторые из основных учреждений, инвестирующих в проекты «Видение 2030», в т.ч. работающие над развитием «города будущего» (NEOM), ранее взяли кредиты на десятки миллиардов долларов.

КСА и Франция ведут переговоры о покупке 54 французских истребителей Rafale. С Южной Кореей подписано 52 соглашения и меморандума на общую сумму ок. $15,6 млрд. Стороны пришли к решению создать Совет стратегического партнерства.

На этом фоне министр энергетики Саудовской Аравии заявил, что королевство было и остается энергетическим центром, и оно будет бросать вызов всем и конкурировать со всеми, если у них есть возможность для конкуренции в той или иной сфере.

Йемен

Движение «хуситов» заявило, что не будет оставаться в стороне в войне против Газы, и что они внимательно следят за ситуацией. Позже йеменцы несколько раз запустили беспилотники по целям в глубине Израиля и нанесли ракетные удары по г. Эйлат. (Примечательно, что несколько ракет были перехвачены саудовской ПВО).

Также «хуситы» захватили 2 морских судна, так или иначе относящихся к Израилю: первое, согласно израильским СМИ, принадлежало компании израильского бизнесмена Р. Ангера; второе – бизнесмену Э. Оферу. Последнее впоследствии было взято под контроль американским эсминцем.

В самом Йемене наступившее вроде бы перемирие не привело к значительному политическому прогрессу: надежды Саудовской Аравии на ускоренный мирный процесс почти рухнули, и повстанцы предупреждают о возможности вернуться на поле боя.

В то же время на данном этапе война пока не возобновилась, и поэтому стратегия КСА по работе как с «хуситами», так и с иранцами может оказаться успешной. Эр-Рияд готов пойти на большие уступки, если сможет обеспечить быстрый выход из Йемена. Но повстанцы не заинтересованы в общении с йеменским правительством, которое они считают «пешкой в ​​руках саудовцев».

Кроме того, урегулированию конфликта могут помешать США, вернее их военное присутствие в стране. Также проблему создает позиция сепаратистов из «Южного переходного совета», находящемся под влиянием ОАЭ. ЮПС конфликтует как с «просаудовскими» властями (т.к. хочет отделить Южный Йемен), так и с «хуситами» (в т.ч. из-за их атак по израильтянам).

ОАЭ

В Эмиратах утвердили общий бюджет на 2024-26 гг. в размере $52,3 млрд. Министерство экономики страны заявило, что к 2031 г. оно хочет удвоить размер экономики до $820 млрд посредством пяти основных направлений. Это – превращение ОАЭ в глобальный центр новых технологий; цифровая экономика; промышленная революция; открытость новым рынкам и привлечение к работе лучших мировых талантов. Кстати, в 2022 г. вклад ненефтяного сектора составил 72%, а нефтяного – лишь 28%.

На этом фоне Абу-Даби договорился о создании в Малайзии проектов возобновляемой энергетики мощностью 10 ГВт. С Иорданией подписаны меморандумы на $6 млрд, которые направлены на «расширение горизонтов сотрудничества таким образом, чтобы способствовать достижению устойчивого развития и процветания в двух странах».

Франция планирует создать в ОАЭ военную промышленность под «умные» ракеты. Как заявляют представители Парижа: «Сегодня мы начинаем с одного проекта – “умного” оружия, и очень важно структурировать нашу стратегию здесь, поскольку это то оружие, которое будет отвечать нуждам местных вооруженных сил».

Катар

Доха подписала соглашения с тремя европейским странами в области СПГ. Так, катарская Qatar Energy и французская Total Energies подписали два договора на поставку во Францию до 3,5 млн тонн газа ежегодно в течение 27 лет. Аналогичный договор был заключен с нидерландской Shell. Третье соглашение было подписано с итальянской компанией Eni.

Также Катар объявил о планах расширить свое присутствие на инвестиционных рынках Египта путем вливания $5 млрд в течение следующих нескольких лет. Следует отметить, что в течение 2022 г. объем торгового оборота между странами подскочил на 47%.

С началом войны в Газе Катар начал играть активную посредническую роль. В конце ноября в Дохе состоялась трехсторонняя встреча, в которой приняли участие главы катарского МИД, «Моссада» и ЦРУ.

Тем временем катарский суд приговорил к смертной казни восемь индийцев, арестованных ранее в Дохе по обвинению в шпионаже в пользу Израиля. В свою очередь Тель-Авив хочет начать убийства лидеров ХАМАС по всему миру, в т.ч. и в Катаре.

Кувейт

Кувейтский МИД подтвердил твердую позицию своей страны по вопросу Палестины, подчеркнув, что Кувейт выступает против установления дипотношений с Израилем, если только независимое Палестинское государство не будет создано в границах по состоянию на 4 июня 1967 года. Кувейтяне осознают, что война в Газе поставила перед арабскими странами новые вызовы и пока не могут понять, какими будут ее геополитические последствия.

Турция предложила Эль-Кувейту подписать соглашение о всеобъемлющем партнерстве, аналогичное тому, которое Анкара подписала с Катаром и ОАЭ. Кувейтские власти пообещали изучить предложение и ответить.

Пакистан и Кувейт планируют подписать семь соглашений об инвестировании в пакистанскую экономику на $10 млрд. Соглашения охватывают многие сектора, в первую очередь, окружающую среду, горнодобывающую промышленность и продовольственную безопасность.

Кассационный суд Кувейта постановил заключить в тюрьму экс-министра обороны и внутренних дел Халеда ас-Сабаха сроком на 7 лет по делу, связанному с «нецелевым использованием средств Армейского фонда». При этом суд воздержался от вынесения наказания бывшему премьеру Джаберу ас-Сабаху.

Эмир Кувейта Наваф Аль Сабах (86 лет) был госпитализирован после очередного ухудшения здоровья. Ранее он передал часть конституционных полномочий 83-летнему наследному принцу Мишалю Аль Сабаху.

Бахрейн

Отношение Манамы к войне в Газе поначалу характеризовалось как «осторожное». Однако затем Палата представителей (парламент) Бахрейна объявила о том, что «израильский посол в Королевстве Бахрейн покинул страну, и принято решение вернуть посла из Израиля».

Бахрейн и Катар договорились начать реализацию проекта моста между двумя странами. Это произошло в Манаме на встрече наследного принца Бахрейна Салмана Аль Халифы с премьер-министром Катара Мухаммедом Аль Тани.

Агентство Standard & Poor’s пересмотрело прогноз по Бахрейну с «позитивного» на «стабильный», объяснив это «давлением расходов, которое усугубит бюджетный дефицит страны больше, чем ожидалось ранее». При этом ожидается, что правительство примет меры по сокращению дефицита бюджета и получит поддержку со стороны соседей.

Оман

Оман в знак протеста против действий Тель-Авива в Газе аннулировал соглашение, разрешающее израильским самолетам пересекать воздушное пространство страны. Оманский МИД также осудил «военные преступления Израиля в Газе» и предупредил о последствиях наземных операций, которые «предвещают катастрофические последствия для региона и всего мира».

США одобрили возможную сделку по продаже Маскату противорадиолокационных ракет. Согласно заявлению Пентагона, оценочная стоимость сделки составляет $70 млн. Объявление о потенциальной сделке по продаже было сделано вскоре после успешного посредничества оманцев и катарцев по освобождению американцев, задержанных в Иране.

Китай планирует построить в Омане военную базу в рамках своих усилий по углублению оборонных и дипломатических отношений с Ближним Востоком. По данным агентства Bloomberg, оманские официальные лица в ходе переговоров со своими китайскими коллегами выразили готовность согласиться на эту сделку.

Али Алиев, политический обозреватель портала

Muslim Politic

Tags: , ,

Comments are closed.