США и КСА разработали ряд соглашений по безопасности и обмену технологиями, которые должны были быть связаны с более широким ближневосточным урегулированием с участием Израиля и палестинцев.
Однако, как пишет The Guardian, в отсутствие прекращения огня в Газе и перед лицом непреклонного сопротивления созданию Палестинского государства со стороны Нетаньяху и его очевидной решимости начать наступление на Рафах саудовцы настаивают на более скромном «плане Б» – без участия Тель-Авива.
Согласно этому плану, Вашингтон и Эр-Рияд могут подписать соглашения:
— о двустороннем оборонном пакте;
— о помощи США в создании саудовской гражданской атомной энергетики;
— о сотрудничестве на высоком уровне в области ИИ и др. новых технологий.
При этом Израилю будет сделано предложение о нормализации дипломатических отношений с Эр-Риядом в обмен на решение израильско-палестинского конфликта по принципу создания двух государств.
Условие КСА заключается в том, что завершение американо-саудовских сделок не будет зависеть от согласия Нетаньяху. По словам экспертов Института Ближнего Востока, должно быть место для модели «меньше за меньшее», поэтому отношения с США не должны быть заложниками прихотей израильской политики.
Как отмечается, из-за войны в Газе администрация Байдена не может добиться исторического регионального урегулирования, которого она добивалась, по крайней мере, не сразу. Но Белый дом может укрепить стратегическое партнерство с Саудовской Аравией, которое будет сдерживать китайское и российское влияние.
Ядерная часть американо-саудовского соглашения может позволить Эр-Рияду построить завод по переработке очищенного уранового порошка в газ. Однако первоначально королевству не будет разрешено обогащать урановый газ на своей собственной территории, что является ключевым ограничением для возможности создания ядерной бомбы.
Отдельный документ между США и КСА установит оборонный пакт между двумя странами. Как минимум, от саудовской стороны требуется что-то похожее на то, что Вашингтон делит с Южной Кореей – за исключением статьи 5 [положение о взаимной обороне НАТО]. Но более строгое обязательство по территориальной обороне.
Третья часть сделки будет включать в себя ослабление контроля США за экспортом в Саудовскую Аравию компьютерных чипов, используемых в инструментах разработки искусственного интеллекта, что является ключевым элементом стремления Эр-Рияда стать региональным центром высоких технологий.
Как полагает бывший старший директор по Персидскому заливу в Совете национальной безопасности США К. Фонтенроуз: «Сделка была составлена с предположением, что саудовцы принесут нормализацию отношений с Израилем. Однако израильское правительство придает большее значение блокированию формирования Палестинского государства. Таким образом, обсуждаемая сделка является двусторонней. Если она не будет включать в себя обязательства саудовцев по Китаю и Ирану, например, в обмен на гарантии безопасности, Конгресс спросит: “Что это даст США?”».
Американские аналитики подчеркивают, что аргумента «конкуренция великих держав» в пользу подписания соглашения с КСА должно быть достаточно: «Если вы сможете связать Саудовскую Аравию с Соединенными Штатами стратегическим альянсом таким образом, чтобы маргинализовать Россию и Китай в этой части мира, это будет значительной победой для нынешней администрации. Это то, что консолидирует Ближний Восток в обозримом будущем как часть американского пространства».