Двойные стандарты современных «цивилизованных» обществ

Опубликовано: 25.04.2014

История о Шапель Корби – австралийке, арестованной в Индонезии за ввоз наркотических средств – одна из тех историй, которые показывают, как устроен так называемый цивилизованный мир. И как сильно распространены в нем расовые предрассудки и соответствующие им двойные стандарты.

2

В 2004 году Корби была арестована в одном из аэропортов о. Бали за попытку провоза более 4-х килограммов марихуаны. Ее признали виновной в контрабанде наркотиков и приговорили к 20 годам заключения. Сурово? Да. Но индонезийские власти никогда и не скрывали жесткости своих законов по отношению к тем, кто, так или иначе, связан с распространением наркотиков. Через девять лет Корби была досрочно освобождена, но должна будет находиться на Бали до 2017 года.

С самого начала семья австралийки утверждала, что «обвинение несправедливо, что судьи все не так поняли». И некоторые австралийские СМИ сразу же заняли именно эту позицию. «Несчастные жертвы подстроенной провокации; малообразованные невежды против интеллектуального мира» — приблизительно так освещалось это дело в австралийском информационном пространстве. Вскоре «Корби как обычный человек» уступила место «Корби как некой концепции», направленной против индонезийских властей.

Сочувствующие осужденной австралийке автоматически заняли позицию «добродетельных, истово ратующих за торжество справедливости в условиях гнилой и дремучей системы». И такое положение вещей в современном мире отнюдь не является редким. Например, когда в Италии рассматривалось дело Аманды Кнокс – американки, нарушившей законы в этой европейской стране – информационное поле в США было заполнено идеями о том, что «итальянское законодательство якобы не способно предоставить американской женщине справедливое судебное разбирательство». Так же было и здесь: для части австралийцев невообразимой является сама мысль о том, что в Индонезии ее дело могут рассудить по справедливости.

Как видно политические и расовые предрассудки играют здесь далеко не последнюю роль. Особое внимание уделялось и полу осужденной. «Белая женщина в индонезийской тюрьме, униженная ужасным судебным процессом» — подобного рода постановка вопроса вызвала в австралийских СМИ бурю эмоций. Так, на «Радио Сиднея» Рассел Кроу в гневе вопрошал: «Разве можно нам, как государству, оставаться в стороне при такой неопределенности и позволять молодой женщине, австралийке гнить в иностранной тюрьме?»

Очевидно, что такого рода позиция прямо намекает на то, что судьи выносившие приговор Корби или Кнокс, делали это как бы «по закону джунглей». По мнению же «цивилизованного» суда доказательства и улики не должны иметь в таких случаях какого-либо значения. Что они «невежи» вообще могут знать, вращаясь в своей национальной среде? Пусть зарубежное «культурное» общественное мнение и их «правильные» чувства будут судьей. И если их выбор падет на оправдательный приговор, то так оно и должно быть. Таким образом рассуждает современный «цивилизованный» мир.

***

В деле Корби не остался в стороне и политический фактор. Часть австралийских журналистов, например, политический карикатурист Лари Пикеринг, прямо указывали на «явное неуважение» индонезийцев к Австралии. Важным аспектом стало и сравнение правовых систем: австралийские СМИ утверждали, что доказательства вины их соотечественницы якобы «неубедительны, недостаточны и запутанны», и по австралийским правовым стандартам Корби ни в коем случае не могла быть осуждена. Таким образом, судебная система Австралии превозносится над индонезийской, как и в деле Кнокс превозносилось американское судопроизводство над итальянским.

В итоге, осуждение австралийских СМИ зашло так далеко, что привело к прямому внешнеполитическому давлению на Индонезию. Вместо того, чтобы действительно пытаться расследовать это дело, австралийские власти решили отозвать …субсидии, которыми поддерживались те, кто пострадал в свое время от разрушительного цунами. По «случайному совпадению» получили свою порцию ненависти и индонезийские дипломаты – неизвестные отправили в посольство Индонезии в Канберре конверт с белым порошковым веществом. «Достойный» ответ для «цивилизованного, высокообразованного и культурного» общества.

Примечательно, что во время дискуссий, устраивавшихся в Австралии по вопросу Корби, словно не замечался тот факт, что Индонезия является независимым государством, имеющим свой собственный и признанный международным правом уголовно-процессуальный кодекс. Вместо этого представители высшей австралийской власти, в частности, министр иностранных дел Джули Бишоп, делали странные заявления вроде того, что «Шапель Корби имеет право на личную жизнь»?! Вообще, трудно отделаться от мысли, что защитники Корби как бы и не отрицают факт нахождения наркотиков. Они просто не понимают, а что, собственно, здесь такого, ведь это «они, австралийцы в основном кутят на Бали; это их любимое тусовочное место». Они словно вопрошают, «разве индонезийцы не понимают, что австралийцы приезжают к ним на Бали оторваться и оттянуться? И разве не могли бы индонезийцы быть более доброжелательными по отношению к своим соседям-гулякам?»

***

«Процесс над Корби» считается в Австралии исключительным, но причина этого в том, что его сделали таковым сами австралийцы. Они чувствуют себя некими «королями Бали» и этакими «опекунами над своими полудикими соседями». Но больше всего поражает не это, а тот уровень «двойных стандартов» и цинизма, которым проникнуто современное так называемое цивилизованное общество, заявляющее, что именно оно венчает собой вершину человечества. Причем многие действительно верят в это, и пример отношения к «делу Корби» наглядно это показывает – из обычной, да еще и пойманной с кучей наркотиков австралийки сделали целый символ «жертв варварских законов». Более того, некоторые стали называть ее ни много, ни мало, как …«Нельсоном Манделой нашего времени».

«Дело Шапель Корби» проявило тот высокий уровень необразованности и предрассудков, что имеют хождение в австралийском обществе относительно Индонезии и других государств и народов. Конечно же, не все жители Австралии являются таковыми, и часть австралийцев уже настолько сыта по горло этой историей, что просто на дух не переносит ее персонажей и их имен. И думается, что большинство индонезийцев также с удовольствием положило бы это, в общем-то, совсем незначительное в реальности дело на самую дальнюю полку, чтобы оно больше не омрачало взаимоотношений с их южными соседями.

Перевод Muslim Politic

Tags: 

Comments are closed.