«Империя добра» за сбитые гражданские самолеты не отвечает

Опубликовано: 05.07.2018

3 июля 1988 года американский ракетный крейсер атаковал аэробус А300 авиакомпании Iran Air. Погибли 290 человек, в том числе 65 детей. Однако и по сей день США отказываются признавать вину за атаку гражданского самолета…

С 1980-го по 1988-ой год в Ближневосточном регионе шла ожесточенная война между Ираком и Ираном. Подоплека этого конфликта крылась в противостоянии двух крупных геополитических проектов.

С одной стороны, на региональное лидерство претендовала иракская ветвь «Партии арабского социалистического возрождения» («Баас») во главе с Саддамом. В 1970-е «баасистам» удалось превратить Ирак в страну с развитой промышленностью и современной системой образования и здравоохранения, то есть в реальный пример для подражания всему арабскому миру.

Альтернативным проектом стала победившая в Иране Исламская революция во главе с аятоллой Хомейни. В соответствии с шиитским направлением в исламе, там была провозглашена республика с очень интересным устройством, где необходимость выборности президента и народных представителей прямо выводилась из религиозных канонов.

Ирак стремился распространить свое влияние, опираясь на «баасистов». Иран поддерживал шиитские движения, в том числе и в Ираке (почти половина населения которого являются шиитами), что воспринималось в Багдаде как попытка экспорта Исламской революции.

Разделяй и властвуй

До середины 1970-х Багдад активно сотрудничал с СССР, однако после того, как Саддам, укрепляя режим личной власти, развязал репрессии против коммунистов, отношения двух стран резко ухудшились. Иран в те времена, напротив, проводил полностью проамериканскую политику – шаха в арабском мире прямо называли американской марионеткой. Таким образом, Исламская революция носила ярко выраженный антиамериканский характер, что ярко выразилось и в штурме американского посольства иранскими студентами.

Неудивительно, что в разгоревшемся конфликте Вашингтон встал на сторону «освободившегося от советского влияния» Багдада, который, собственно, и начал эту войну, что впоследствии было подтверждено и со стороны ООН.

США поставляли Ираку оборудование и ингредиенты для создания химического и бактериологического оружия, закрывая при этом глаза на использование Багдадом отравляющих веществ против иракских курдов. Вернее, подтасовывая данные и сваливая вину за эти преступления на неугодный Тегеран. В то же время, американцы «подкармливали» оружием и иранцев («Иран-контрас»), проводя тем самым классическую англосаксонскую политику – «разделяй и властвуй».

Танкерная война

С первых дней войны стороны наносили удары по объектам нефтедобычи. Параллельно проводились рейды с целью нарушить коммуникацию на морских торговых путях как иранских, так и иракских кораблей.

Закупив во Франции противокорабельные ракеты «Экзосет», Ирак с марта 1984 года начал применять их против танкеров с иранской нефтью. Только за один год были поражены 37 морских судов, в том числе саудовский супертанкер «Сафина-аль-Араб», греческий «Филикон I» и панамский «Ровер Стар». Военно-морские силы Ирана также начали досматривать в Ормузском проливе суда, подозреваемые в доставке грузов Багдаду. Затем начались атаки и на торговые суда, в числе которых оказался даже советский сухогруз. Так, в Персидском заливе разгорелась «танкерная война», ставшая одним из поводов отправки в зону конфликта крупной группировки военно-морских сил США.

Официально операция, названная Пентагоном «Твердые намерения», проводилась для обеспечения безопасности судоходства. Однако действия американцев отличались любопытной избирательностью. Так, когда весной 1987 года иракский истребитель «Мираж», неверно идентифицировав цель, выпустил две французские противокорабельные ракеты по фрегату ВМС США «Старк», Вашингтон предпочел закрыть глаза на этот инцидент. Саддам извинился, и извинения были немедленно приняты, несмотря на 37 погибших, 21 раненого и получение кораблем тяжелых повреждений.

Зато американский флот в Персидском заливе провел ряд операций против иранских нефтяных платформ. В ходе одной из них, известной под кодовым названием «Богомол», удалось разрушить сразу две платформы, а заодно потопить иранский фрегат, ракетный катер и три быстроходные лодки. Потери американского флота ограничились одним вертолетом.

Необъяснимая идентификация

Ракетный крейсер ВМС США «Винсеннес» под командованием капитана 1-го ранга Уильяма Роджерса участвовал в операции «Твердые намерения» с мая 1988 года. Утром 3 июля он начал преследование быстроходных иранских катеров, преследовавших торговое судно. Не считаясь с принципами суверенитета, крейсер вошел в иранские территориальные воды, где потопил две лодки и повредил еще одну.

В это время с аэродрома Бендер-Аббас вылетел рейс IR665 Тегеран – Бендер-Аббас – Дубай с 16 членами экипажа и 274 пассажирами на борту. Тихоходный гражданский аэробус А300, следующий по традиционному маршруту в рамках международного воздушного коридора, командой американского крейсера был необъяснимым образом идентифицирован как заходящий для атаки иранский истребитель F-14A Tomcat.

На специально созванной пресс-конференции представители США не выказали даже доли раскаяния. Более того, глава Объединенного комитета начальников штабов, адмирал Уильям Кроу обвинил сам Тегеран в «умышленной провокации».

После расследования основной причиной случившейся трагедии в рапорте было названо «психологическое состояние» команды американского корабля, действовавшей под «большим давлением». Таким образом, «ошибку» попытались объяснить стрессом команды, впервые оказавшейся в условиях реального морского боя. Это, конечно, странно звучит, ведь корабль уже три месяца находился в зоне боевых действий, да и атаку крейсера на иранские катера сложно назвать серьезной баталией.

До сих пор остается непонятным, почему гражданский авиалайнер с включенным ответчиком, набирающий высоту, а не пикирующий, как положено атакующему истребителю, был помечен как боевая цель.

Через семь минут после взлета авиалайнер был поражен выпущенной с «Винсеннеса» ракетой «земля-воздух». Все находившиеся на его борту люди (граждане шести стран – Ирана, Пакистана, Объединенных Арабских Эмиратов, Индии, Югославии и Италии) погибли.

«Империя добра» ответственности не несет

После катастрофы южнокорейского «Боинга», сбитого в 1983 году в небе над Сахалином, президент США Рональд Рейган назвал Советский Союз «империей зла». Через пять лет после этого, комментируя катастрофу иранского А300, тот же Рейган заявил, что действия американского крейсера были «оправданной обороной», и переложил ответственность за трагедию на Иран. Правда, Вашингтон заявил, что семьям погибших будет предложена компенсация на добровольных основаниях, но без юридически значимого признания ответственности.

И по сей день американское правительство официально не признало свою вину за катастрофу 3 июля 1988 года и не принесло извинений за случившееся. Более того, капитан крейсера «Винсеннес» Уильям Роджерс за успешную службу в период 1987-89 годов был награжден орденом «Легион почета»…

Muslim Politic по материалам газеты «Взгляд»

Comments are closed.