Обзор Аравии: «новый Дубай» в Саудии; «красные линии» Эр-Рияда на юге Йемена; спор между лидерами КСА и ОАЭ; и многое другое за июнь-июль 2023

Опубликовано: 31.07.2023

Саудовская Аравия

Эр-Рияд продолжает примерять на себя роль международного посредника. Одним из последних примеров этого стал визит в КСА президента Венесуэлы Н. Мадуро. Другим примером является план саудовцев организовать переговоры по Украине между Западом и т.н. «Глобальным Югом».

С другой стороны, осенью 2022-го саудовский кронпринц Бин Салман грозил США «большими проблемами». В частности, угроза включала «разрыв отношений и экономические последствия» в случае реакции американцев на сокращение добычи нефти.

The Telegraph отмечает, что королевство стремится стать «новым Дубаем» для туристов, для чего создана авиакомпания Riyadh Airlines и продолжается возведение города будущего “NEOM”. По словам Бин Салмана, их цель – «создать новую цивилизацию завтрашнего дня».

Тем временем западные эксперты отмечают растущее влияние Китая: новые нефтегазовые соглашения все больше укрепляют позиции КНР в королевстве. Более того, Пекин уже работает и над формированием нового военно-морского союза в районе Персидского залива с участием Ирана, Саудовской Аравии, ОАЭ, Ирака, Бахрейна и Катара.

КСА укрепляет связи и с Францией, с которой идет работа по ливанскому вопросу. Комментируя визит Бин Салмана в Париж, аналитики отмечают: «Саудовская Аравия ищет новых дипломатических и оборонных партнеров, особенно из относительно независимых стран НАТО, таких как Франция, чтобы компенсировать американское влияние». Приятной новостью для кронпринца стало и приглашение британцев посетить страну.

Эр-Рияд и Токио в ходе визита в КСА японского премьера Ф. Кисиды подписали 26 соглашений и меморандумов о взаимопонимании в различных областях – от возобновляемых источников энергии, космоса и технологий до искусственного интеллекта.

А вот в ходе визита президента Турции Р. Эрдогана было подписано соглашение о закупке турецких беспилотников, которые должны встать на вооружение саудовских ВВС и ВМС, что, безусловно, усиливает армию королевства.

Эта сделка упрощает стремление нарастить военный потенциал без риска разрыва американо-саудовских отношений, т.к. страна импортирует оружие у члена НАТО, а не у Китая или России. Еще одним плюсом для саудовцев в этом плане стало решение Италии отменить запрет на продажу оружия Эр-Рияду.

КСА и ИРИ продолжают развивать отношения – глава саудовского МИД совершил визит в Иран, в ходе которого президенту И. Раиси было передано приглашение посетить королевство. В июне иранцы официально открыли свое посольство в Саудовской Аравии. Правда, между странами начались «новые старые» нефтегазовые споры, связанные с разработкой совместных месторождений.

Вашингтон не оставляет попыток подтолкнуть Саудовскую Аравию к сближению с Израилем. И хотя Дж. Байден заявляет, что стороны «все еще очень далеки от этого», администрация Белого дома продолжает работать в этом направлении, отправляя в Эр-Рияд своих представителей для обсуждения процесса.

Йемен

Переговоры между «хуситами» и саудовцами зашли в тупик, после чего в некоторых провинциях возобновились боевые действия. Причиной этого повстанцы назвали нежелание Эр-Рияда выполнять одно из условий. Возможно, это связано с тем, что союзники КСА выражают обеспокоенность контактами саудовских властей с «хуситами».

Тем временем Эр-Рияд создал «Национальный совет Хадрамаута», что может говорить о начале проекта федерализации Йемена. Данное событие явным образом отражает борьбу за влияние между КСА и ОАЭ, и, похоже, что саудовцы установили на юге Йемена свои «красные линии».

На этом фоне на юге Йемена активизировались американцы, проводящие встречи с лидерами южных провинций. Вашингтон пытается сблизить позиции «Президентского руководящего совета» и «Южного переходного совета», за спиной которых стоят, соответственно, КСА и ОАЭ.

Активизируется в Йемене и Китай, пытающийся установить контакты с различными сторонами. Так, в мае был подписан меморандум о взаимопонимании с «хуситами» (правда, позже он был отменен). В то же время китайские дипломаты встретились с саудовским послом в Йемене. До этого были проведены встречи с членами ПРС и ЮПС. Интересно, что США заявили об отсутствии возражений, если Пекин поможет урегулировать конфликт.

Всемирный банк объявил о своем согласии предоставить Йемену $25,4 млн. В заявлении банка говорится, что поддержка «направлена на обеспечение жизненно важной городской инфраструктуры и услуг для 19 городов по всей стране». В свою очередь, Центробанк Йемена попросил ОАЭ поддержать йеменский риал.

ООН начала аварийно-спасательные работы по перекачке миллиона баррелей нефти с танкера “Safer”, который мог развалиться на части, что повлекло бы за собой разлив нефти. В случае катастрофы порты, включая Ходейду и Эс-Салиф, были бы вынуждены закрыться на неопределенный срок, рыболовецкие сообщества оказались бы разорены, а население подверглось бы воздействию смертельно опасных токсинов.

ОАЭ

После выхода ОАЭ из состава объединенных военно-морских сил в Персидском заливе страну посетил советник по нацбезопасности США Дж. Салливан, который подчеркнул важность партнерства в области безопасности и обороны.

Неоднозначными остаются и отношения с саудитами. Согласно The Wall Street Journal, Бин Салман и Бин Зайд не могут решить, кто в настоящее время главный игрок на Ближнем Востоке. При этом саудовцы в своей внешней политике стали «более уверенными и напористыми».

В ходе визита Р. Эрдогана в ОАЭ были подписаны 13 соглашений на сумму в $50,7 млрд. Соглашения создают 100 000 рабочих мест в Турции и 25 000 в ОАЭ. По словам эмиратских дипломатов, «визит вывел отношения на новый уровень: Турция и ОАЭ являются крупными игроками в регионе благодаря своему стратегическому положению, и их общение служит стабильности региона и стимулирует инвестиции и торговлю».

«Национальная нефтяная компания Абу-Даби» (ADNOC) намерена начать поставки сырья в Индию на $9 млрд. Ее дочерняя компания ADNOC Gas заключила контракт с Indian Oil Corporation Limited по поставке 1,2 млн тонн СПГ в год в течение 14 лет.

Подписано всеобъемлющее соглашение об экономическом партнерстве и с Камбоджей с целью удвоить ненефтяную внутреннюю торговлю до $1 млрд. Ранее аналогичные соглашения были заключены с Индией, Израилем и Индонезией. Кстати, внешняя торговля ОАЭ в 2022 г. составила почти $600 млрд, что на 17% больше, чем в 2021 г. В рамках экологических инициатив страна планирует инвестировать $54 млрд в возобновляемые источники энергии.

В 2022 г. ОАЭ зафиксировали самый высокий объем притока прямых иностранных инвестиций. Как заявил премьер и правитель Дубая Бин Рашид, Эмираты являются четвертым после США, Великобритании и Индии получателем проектных инвестиций в мире (в общей сложности 997 проектов).

Катар

Эмир Тамим Аль Тани провел турне по странам Средней Азии, посетив Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан и Таджикистан. В Ташкенте были подписаны 15 соглашений в сферах энергетики, газохимической промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры, логистики, туризма и др. отраслях. 13 соглашений было подписано в Бишкеке.

В Астане стороны обсудили запуск прямого авиасообщения между странами, экспорт товаров из Казахстана, а также инвестиции Катара в нефтегазовую, горно-металлургическую и сельскохозяйственную отрасли.

Доха и Абу-Даби возобновили работу своих дипломатических миссий после шестилетнего перерыва, вызванного Катарским дипломатически кризисом, длившегося с 2017 по 2021 гг.

Катар и Япония объявили о повышении двусторонних отношений до стратегического. Это произошло во время визита японского премьера. Токио пытается заигрывать со странами Персидского залива из-за опасений повтора случившего в 2022 г. тяжелого экономического кризиса.

Ранее Доха объявила о подписании соглашения с «Китайской национальной нефтяной корпорацией» (CNPC) о поставках СПГ сроком на 27 лет: ежегодно катарцы планируют поставлять в КНР 4 млн тонн газа.

Госминистр по делам энергетики Катара, гендиректор Qatar Energy Company Саад аль-Кааби рассказал о растущем спросе на катарский СПГ, подтвердив, что в настоящее время ведутся переговоры с несколькими европейскими странами, включая Великобританию и Францию.

Также азиатские страны ведут переговоры о получении доли в «Северном месторождении». По мнению министра, к 2029 г. 40% СПГ на рынке будет катарским. В 2022 г. QEC зафиксировала чистую прибыль в размере $42,5 млрд. Начались разговоры и о создании нового альянса – «Газового ОПЕК», в который могут войти Катар, Иран, Туркменистан и Россия.

Но не одним лишь газом живет Доха. Так, с Ираком заключен договор о развитии проектов на сумму $9,5 млрд, включая строительство двух электростанций. В свою очередь, агентство Reuters сообщило, что катарцы ведут переговоры с Пакистаном о совместном управлении аэропортами Исламабада, Карачи и Лахора.

Кроме того, Катар объявил об открытии новой судоходной линии, связывающей международный порт Хамад с 5 арабскими странами (КСА, ОАЭ, Оман, Египет и Марокко) для расширения прямой торговли. Таким образом, добавив 5 новых направлений к своей растущей сети, Хамад охватил уже 28 судоходных линий, напрямую и косвенно связывающих порт с более чем 100 морскими путями по всему миру.

Не забывают катарские власти и о своей посреднической роли: а) предложив США, Саудии, Египту и Франции провести встречу для разрешения политического кризиса в Ливане; и б) пытаясь наладить диалог между США и Венесуэлой.

Кувейт

В Кувейте прошли парламентские выборы, на которых оппозиция получила 35 из 50 мест, что означает ее контроль над парламентом. Итоги выборов, объективность которых подтвердил Конституционный суд, вероятно, приведут к еще большему политическому тупику, т.к. в реальности состав Национальной ассамблеи не обновился.

На этом фоне наследный принц Мишаль Аль Сабах, который весной распустил парламент, призвал депутатов к сотрудничеству с правительством: «Больше нет места для пустой траты времени, сил и возможностей на конфликты, на сведение счетов, которые стали препятствием на пути к достижениям». На какое сотрудничество надеется принц, если кабинет министров в пятый раз за год (!) возглавил Ахмед Аль Сабах?

С Турцией заключена крупная сделка по закупке БПЛА “Bayraktar” на сумму в $367 млн. США тоже решили помочь Кувейту в повышении обороноспособности страны: администрация Байдена уведомила Конгресс о предложении предоставить кувейтянам $1,8 млрд на долгосрочную поддержку парка истребителей F/A-18.

Гендиректор «Кувейтской нефтяной компании» заявил, что в 2025 г. страна намерена производить 3 млн баррелей нефти в день. А министр нефти объявил о намерении инвестировать более $300 млрд в энергетический сектор, подтвердив при этом приверженность достижению нулевых выбросов углерода к 2050 г.

По спорному нефтяному месторождению «Жемчужина» прошла кувейтско-иранская встреча, на которой стороны подтвердили важность совместного сотрудничества. Свою позицию по данному месторождению озвучила и Саудовская Аравия.

Бахрейн

Манама заключила соглашение с Лондоном о привлечении инвестиций в британскую экономику на $1,3 млрд. Договор должен укрепить сотрудничество между странами в области «чистых технологий, бизнес-услуг и производства». Интерес к Великобритании поддерживает наследный принц Салман Аль Халифа посредством инвестиционных инструментов и через сеть опытных советников, работающих на самых высоких уровнях британского правительства.

В свете региональных сдвигов – сближение между КСА и Ираном, Сирией и ЛАГ – бахрейнские власти ослабляют прессинг оппозиции. Уже более 5 000 осужденных воспользовались Законом об альтернативных процедурах и наказаниях, подразумевающем смягченные сроки, в т.ч. домашний арест. Также применяется программа «открытых тюрем», позволяющая заключенным проводить часть дня за пределами тюрьмы (на работе, в семье).

Оппозиционеры считают, что эти инициативы появились только после внешней критики, обвинив Манаму в том, что она «вводит мир в заблуждение, и власти по-прежнему делают упор на силовой вариант». По сути, ни один из бахрейнских кланов не готов играть с оппозицией в демократию, хотя, к примеру, «группа аль-Хавалид» увеличила свое влияние после событий 2011 г.

При этом вот уже второй год Бахрейн признают лучшим местом для экспатриантов на Ближнем Востоке. Согласно опросу, проведенному крупнейшей в мире организацией экспатов InterNations, была собрана информация по следующим показателям: качество жизни, легкость обустройства и поиска работы, финансы, предметы первой необходимости, включая жилье, взаимодействие с местной администрацией, язык и цифровизацию.

Оман

Султан Омана Хайсам бин Тарик издал указ о присоединении страны к Генеральному соглашению, связывающему страны «Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива» с единым железнодорожным проектом Gulf Train.

Его общая протяженность 2 117 км, и он начинается из Кувейта, проходит через саудовский Даммам в Бахрейн и Катар, связывает КСА с ОАЭ (Абу Даби и Аль-Айн) и доходит до оманского Маската через Сохар. При этом есть вероятность, что эту железнодорожную сеть используют для связи аравийских монархий с Израилем.

Еще один указ султана связан со строительством города Хазаин с двумя свободными экономическими зонами (СЭЗ) в провинции Южная Эль-Батина. Управляющей компанией проекта выступает Oman Logistics Company.

В стране приняли поправки к Закону о труде, в соответствии с которыми утвердили возможность предоставления работнику специального отпуска. Также поправки позволяют женщинам получить право на отпуск в течение года по уходу за ребенком (правда, неоплачиваемый) и дают другие послабления, связанные с рождением детей.

Поправки предусматривают соблюдение процедур достижения плана «оманизации» рабочих мест при условии, что в правовых актах указаны случаи и условия найма экспатриантов.

Али Алиев, политический обозреватель портала

Muslim Politic

Tags: , ,

Comments are closed.