В память об Уго Чавесе

Опубликовано: 06.05.2013

После смерти президента Венесуэлы Уго Чавеса прошло уже достаточно времени. Произошло немало заметных и значительных явлений, в том числе и в самой Венесуэле, где главы оппозиционных движений словно только и ждали, когда венесуэльский народный лидер покинет этот мир. Вследствие всего этого мировое внимание уже отошло от того факта, что одного из самых харизматичных президентов за всю мировую историю больше с нами нет.

В связи с этим, возможно, данный материал выглядит слегка отстающим от общего политического вектора. И все же мысли многих людей, особенно в странах Латинской Америки, все еще остаются с Уго Чавесом и с тем, что представляла его жизнь и его борьба против угнетения и несправедливости. Потому что, помимо того, что он обладал харизмой и был крайне мужественным человеком, он обладал еще и выдающимися умственными способностями. Словом, это был действительно яркий политик и выдающийся лидер, подаренный миру именно в тот период времени, когда он в нем особенно нуждался.

Примечательно, что такое описание бывшего венесуэльского президента характерно не только для латиноамериканского региона. И это означает, что дело не столько в боливарианской революционной политике, симпатии к которой пронизывают многие слои населения в Центральной и Южной Америке. Можно было не следить за карьерой и личными успехами Уго Чавеса, но тот, кто хоть как-то обращал свое внимание на международные события, не мог не отметить того факта, что в современном мире Уго Чавес был действительно выдающейся личностью. Истинным лидером, который и сам жил по тем принципам, которые отстаивал. При этом он точно знал, что в соседних США всегда найдутся политики, которые будут его оскорблять и самыми разными способами пытаться заставить его уйти из политики. Знать это и тем не менее принять данный факт и до конца придерживаться своего – отличного от Соединенных Штатов пути – не многие способны прожить свою жизнь таким образом.

***

Уго Чавес не только начал реформировать свою страну, такую же несовершенную, как и многие другие – одна из главных его заслуг и в том, что он начал уводить в сторону от американского империализма и другие страны. Фактически, с его помощью произошла политическая переориентация едва ли не половины Латинской Америки. Кроме того, его союзы и альянсы во всем мире бросили вызов тому однополярному миру, который сложился в последнее время вокруг США и их сателлитов.

И хотя это может еще не совсем видно для американцев, но уже можно смело сказать, что мир 90-х годов с господствующими в нем Соединенными Штатами остался в прошлом. И нельзя не признать, что немалая в этом заслуга принадлежит и Уго Чавесу – этому мудрому и дальновидному венесуэльскому лидеру. Именно дальновидному, ибо, если сегодня посмотреть на крепко слаженные связи и прочные союзы народов Латинской Америки, обратить внимание на едва ли не повсеместное спокойствие в регионе (исключая, конечно, намеренно осуществляемые провокации со стороны Севера) – так вот, все это, как и многое другое, показывает и доказывает правильность и мудрость того пути, который был избран народом Венесуэлы и их политической элитой.

Не секрет, что так называемая «доктрина Монро», созданная министром иностранных дел США Дж. Адамсом и утвержденная в 1823 г., – эта политика загнала Латинскую Америку на задний двор США и плотно удерживала ее под неусыпной «опекой» Вашингтона. При этом Соединенные Штаты утверждали, что ни одна иностранная держава не решается на такое «щедрое» соседство с 23-мя государствами. «Доктрина Монро» подразумевала почтение региональных лидеров исключительно к Вашингтону. И надо признать, США удерживали свое влияние почти два столетия. И в течение всего этого периода Белый Дом вел войну против всего, что бросало вызов США и противоречило их интересам. Зато сегодня «доктрина Монро» и ее принципы лежат «на свалке истории», и когда современные американские политики комментируют события, происходящие в Латинской Америке, они многозначительно умалчивают об этом исходе.

И не является секретом, что такая утрата своей силы «доктриной Монро» не в последнюю очередь произошла благодаря новому соотношению сил, установленному мастерством и волей Уго Чавеса. Конечно, когда Венесуэла закрылась от Вашингтона и повела за собой в этом направлении своих соседей, часть людей увидела в этом отход от процветания и благополучия. Но разве США на самом деле думает о благополучии венесуэльцев или других граждан Латинской Америки? Разве США просто не заинтересованы в легком доступе к ресурсам и в установлении политических союзов со своим верховным главенством? Посмотрите вокруг, и вы увидите, где настоящий корень проблемы мистера Чавеса для США.

***

Бывший президент Венесуэлы изменил ход развития политики стратегически важного (находящегося под боком у США) региона, используя при этом убедительную идеологию, искусную дипломатию и эффективное ораторское искусство. И взяв в руки управление национальными ресурсами, он сумел провести в своей стране экономические реформы и вывести ее в региональные лидеры. Да, это было сделано не до конца и быть может не совсем так, как этого хотелось. Но даже половина того, чего сумел добиться Уго Чавес, заставило США всерьез испугаться за свое положение в странах Латинской Америки. И это, не считая его международных успехов. И вместо того, чтобы признать венесуэльского президента пусть и конкурентной, но очевидно достойной личностью, американская элита шельмовала его как некую «коммунистическую выскочку». При том, что на самом-то деле Уго Чавес сумел достичь фундаментальных перемен, в том числе и помогающих в решении некоторых из мировых проблем. И, наверное, главное, чего не могут ему простить в Вашингтоне, так это то, что он наглядно продемонстрировал, как могут преуспевать государства, объединенные в союзы и альянсы, без схем и одобрения США.

Не менее важным является и тот факт, что невозможно сказать, будто Уго Чавес был тираном, диктатором или узурпатором. Напротив, он правил своей страной по выбору большинства и без сомнения являлся настоящим народным лидером. И как раз по отношению к этому явлению проявляются те «двойные стандарты», в которых часто и небезосновательно обвиняют Вашингтон. Разве это не парадокс – Соединенные Штаты, которые так гордятся своим демократическими принципами, абсолютно нетерпимы к демократическим достижениям других государств, примером чего несомненно является Венесуэла.

P.S. Многое можно было бы сказать о покинувшем этот бренный мир Уго Чавесе. И мусульмане должны были бы говорить о его достижениях если не в первую, то уж точно не в последнюю очередь. И следует сказать прямо – последователям ислама не хватает как раз таких лидеров. Может быть они и есть, но их слишком мало, и особенно мало их в арабских государствах. Поэтому остается только воскликнуть: «Эх, если бы и в арабском мире появился лидер, похожий на Уго Чавеса. Какие великие дела он мог бы осуществить!»

Перевод Muslim Politic

Comments are closed.