Когда говорят о мусульманском мире, то часто предполагают существование некоего единого пространства. Однако очевидным является тот факт, что термин «мусульманский мир» включает в себя десятки стран и сотни народов, которые в той или иной степени осознают свою принадлежность к исламской традиции.
В свете этого назревает вопрос, а возможно ли в наше время объективное существование мусульманской геополитики как единой созидательной стратегии, с учетом всего разнообразия этого мира?
Свою позицию по этому важному вопросу озвучивает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Руслан Курбанов:
«Тема единства мусульманского мира является очень большим фантомом и, скажем, инструментом, который используют разные стороны – и сами мусульмане в информационной работе; и оппоненты, которые противостоят развивающейся активности мусульман; и те силы, которые хотят стравить мусульман друг с другом.
Дело в том, что когда мусульмане заявляют о единстве мусульманского мира и о его достижениях, нужно понимать, что абсолютное тотальное единство в масштабах всей планеты недостижимо. Это является в огромной степени химерой, очень опасной химерой. Почему? Потому что мы попадаем тут во власть идеологических конструкций, иллюзорных, идеалистических даже…
Я убежден, что сегодня мусульманский мир настолько разнообразен по языкам, по социальным группам, по уровню развития, по уровню доходов, по менталитету, по уровню образования, что слить все это море в единую умму невозможно. А единственно, что возможно, это распространение, популяризация, сохранение и поддержка на должном уровне единого сознания, осознания одного факта, что все мы – мусульмане.
У мусульман в разных концах мира могут быть разные интересы на локальном уровне, но на глобальном уровне все-таки нам нужно стремиться к единству. Нам нужно обретать ту или иную степень этого единства, учитывая, что тотальное единство, конечно, вряд ли будет достижимо без вмешательства Божественного провидения, если нас Всевышний Сам, Своей волей не приведет к этому единству, достичь этого тотального всеобъемлющего единства во всех помыслах, во всех своих проявлениях невозможно.
Но та или иная степень единства, как и та или иная степень искренности мусульман, они достижимы. И мусульманам нужно просто определить круг вопросов, скажем, на уровне уммы, на которых можно и необходимо придти к единой позиции. Для этого должна сложиться система, структура ответственных лидеров, которых выдвинул бы народ. И для этого сам народ, т.е. разные группы, разные сообщества, разные структурные единицы уммы должны быть достаточно образованными с высоким уровнем правовой культуры, гражданского, общественного самосознания, чтобы выдвинуть из своей среды зрелых лидеров. И чтобы эти лидеры приходили к более-менее единой позиции на мировом, на глобальном уровне.
Это очень длительный процесс, Европа шла к нему столетиями. И у Европы свой специфический путь, который лежал к такому единству целей через развитие секулярной культуры, через разрушение церкви, веры, религии, через выдавливание всех этих, как они говорят, «отживших институтов» из общественной жизни.
У мусульман же должен быть свой путь к возвращению былого единства, и он лежит не через разрушение религии, религиозных институтов, а, наоборот, через возрождение и через раскрытие их потенциала в полной мере.
И я убежден, что сейчас мусульманский мир, упавший до самой, скажем, низшей точки развития в своем цивилизационном пути; после краха многих мусульманских государств, политических объединений…
После этого глубокого падения сегодня мусульманский мир находится в самом начале своего подъема, и впереди мусульманский мир ждет, я убежден, период восхождения. Сложного, местами, быть может даже трагического, но восхождения».
***
Считается, что геополитика является продуктом мысли европейских ученых. Так ли это, и нужны ли в этом случае мусульманам знания в этой области?
Руслан Курбанов:
«Действительно, многие науки, в том виде, в каком мы их сегодня видим – психология, социология, политология – сложились и оформились в рамках западной культуры, получили западное название и считаются достоянием западного мира. Но, во-первых, мусульманам не то что не запрещено, но, наоборот, необходимо осваивать достижения и принципы организации всех этих наук и сфер человеческой жизни, которые эти науки изучают. Во-вторых, считается большим заблуждением, полагать, что эти науки были основаны именно в рамках западного общества, поскольку во многих из этих научных направлений основы были заложены мусульманскими учеными на многие столетия раньше, чем это было сделано в Европе.
Та же самая наука – психология, т.е. психология души («ильм ан-нафс») успешно и очень глубоко развивалась в мусульманском мире. Наука об обществе – социология; наука о политике; законы циклического развития человеческого общества – все они были описаны много столетий раньше, чем это потом уже сделали западные социологи, политологи, такие как Вебер, Дюркгейм, Огюст Конт, Энгельс, Маркс и т.д. И поэтому мусульмане, понимая, что все эти науки, их глубокий фундамент, фактически, был заложен мусульманскими учеными, но потом знамя первенства было перехвачено европейцами, мусульмане просто обязаны не только осваивать эти науки, но и стремиться к возвращению своего лидерства в развитии этих интеллектуальных сфер и направлений.
И в этом отношении геополитика как наука об интересах, о достижениях, о защите своих интересов больших обществ на глобальном уровне…
Более чем очевидно, что мусульмане должны знать принципы этой науки, знать, что изучает эта наука, и какие на ее основе делаются прогнозы относительно целых континентов, стран, огромных цивилизаций, к каковой относится и мусульманский мир.
И я убежден, что мусульманская община должна породить из своей среды большое количество ученых мирового уровня, чтобы они подняли на должный уровень, вернули былое лидерство мусульманской общине во всех возможных научных направлениях».
Muslim Politic
Передача «Мусульманская политика»