Водяные мельницы: от Сирии до Северного Кавказа

Опубликовано: 09.01.2018

Водяные колеса на реке Эль-Аси (Оронт) – нории (по местному названию) – являются достоянием Сирийской Арабской республики, занесённым в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. До военного конфликта в Сирии их было 17 на реке Оронт (построенные в XII-XV вв.), а всего их было построено более полутора сотни.

22

История этих древних артефактов гармонично сплетает богоугодные качества предков арабов-мусульман – предприимчивость, технический склад ума, трудолюбие. И только отсутствие терминологии в III в. до н.э. не позволяло признать научным изобретением первые водоподъёмные колеса, имплементирующие законы физики и механики.

Строительство в Сирии водяных мельниц было обусловлено условиями жаркого и засушливого климата, вынуждавшего искать новые практики, связанные с водой – источниками жизни в пустыне. Загадкой остаётся, каким образом строились деревянные колеса диаметром более 20 м при отсутствии технических средств.

Каскады нориев на Эль-Аси столетиями служили на благо местному населению: деревянные колеса качали воду для орошения полей, полива садовых деревьев, развивая в долине реки земледелие, что обеспечивало население питанием. Кроме того, ирригационные системы способствовали поддержанию экологического баланса в субтропическом климатическом поясе, а город Хама – водой.

***

Раскрытие «тайны» воды – её энергии – имел синергетический эффект в сфере экономики. На базе водяного двигателя строились мукомольные мельницы, лесопильные, для производства бумаги, для нужд текстильной промышленности, для обработки металла и др. Извлечение арабами энергии из рек определило развитие энергетической цивилизации: энергию воды используют все современные ГЭС.

С приходом мусульман в Андалусию, сирийские нории распространились и на Пиренеях. Так, сооруженные в 1190 г. около Тулузы базакльские мельницы – внесены в индустриальную летопись. Их описания и технические рисунки значатся в Технологической энциклопедии.

Примечательно, что в той же Технологической энциклопедии есть описание водяных мельниц Башкирии, где обитали кочевые этносы, принявшие ислам во времена Волжской Булгарии. В те времена водяные мельницы отмечались на географических картах, многие реки были сплошь испещрены значками. В начале XX в. на маленькой речке Мияка в Башкирии трудилось 12 мельниц.

***

На Северном Кавказе склонные к прогрессу мусульманские этносы тоже возводили на реках мельницы. Благо, природа изобиловала горными реками. Мельницы сооружались там, где позволяли условия и находились мастера, знающие все премудрости строительства мельниц на воде, о возведенные на реках мельницы были показателем социо-экономического прорыва региона. В 1802 г. о водяных мельницах на Северном Кавказе рассказала даже «Новая ганноверская газета».

Технологическое продвижение облегчало быт многочисленных племен на Северном Кавказе, мельницы производительностью превосходили каменные жернова, применявшиеся в домашних условиях. Если учесть спрос Кавказе на кукурузный хлеб – чурек (лепёшки с добавлением пшеничной муки) – размеренное монотонное поскрипывание деревянных водяных мельниц на реках сулило аромат горячего чурека. Априори, мука с более высоким уровнем экологичности получается на водяной мельнице, при помоле она не нагревается, за счет того, что нижние жернова всегда соприкасаются с водой.

***

Всё значимое в мире однажды попадает в книгу. «О водяных мельницах Дербента» со знанием написали А.-К.А. Бакиханов и Г.-Э. Алкадари. Примечательно и то, что трактат водяным мельницам посвятил и К. Маркс.

По его утверждению: «Водяная мельница была занесена из Малой Азии в Рим во время Юлия Цезаря. С самого начала, то есть с тех пор, как была создана водяная мельница, в ней имелись все различные существенные составные части организма машины: механическая движущая сила. Во-первых, двигатель, который она ждет; передаточный механизм; и, наконец, рабочая машина, захватывающая обрабатываемый материал; каждая из этих частей существует независимо друг от друга. Все учение о трении, а стало быть, и все исследования о математических формах системы зубчатой передачи, зубов…, произведены над мельницей. Здесь же впервые было разработано учение об изменении степени движущей силы, о лучших способах ее применения…»

Далее Маркс свидетельствует: «Почти все великие математики, начиная с середины XVII столетия, исходят, поскольку они занимаются практической механикой и пытаются ее теоретизировать, из простой водяной мельницы для зерна».

***

Мельницы, как и всё важное – имеют историю. В царской России владельцами водяных мельниц являлись купцы и промышленники, уничтоженные как класс большевиками, а выжившие в революцию – репрессированы в 30-е годы. Со временем, мельницы на реках разрушились, но кое-где сохранились как памятники индустриальной культуры.

Историю не переделать: с развитием и распространением исламской религии – передавались и достижения мусульман. Тому способствовали и религиозные коммуникации, особенно посредством хаджиев, следовавших через Ближний Восток в Мекку и Медину.

Не следует забывать, что водяные мельницы в России имеют связь с оригиналом – водяными колесами на Древнем Востоке, нориями в Сирии. И воздадим должное: одними из первых, кто в мировом масштабе инвестировал средства и силы в эко-экономику (зеленую энергетику), стали арабы-мусульмане, построившие в XII-XV вв. гидравлические сооружения, признанные в XXI в. памятниками инженерного искусства. И это не единственная сфера, в чем в свое время отличились мусульмане Древнего Востока.

***

Уступив место технологиям грядущего, нории оставались субъектами экономики, совершенство и красота водяных колес привлекало туристов со всего света. Что стало за годы безумной войны в Сирии с россыпью нориев на Эль-Аси, принёсшими туристическую славу городу Хама и всей Сирии – неизвестно. Кто имеет права на разрушение наследия исламской культуры?

Marisana Bek

Muslim Politic

Tags: 

Comments are closed.