Зачем Катару канал, пропагандирующий марихуану, секс-индустрию и нетрадиционные отношения?

Опубликовано: 27.10.2020

Пропаганда ЛГБТ, легализация различных наркотиков, борьба за права нетрадиционных меньшинств сегодня ассоциируются с современными западными ценностями. Эти темы давно и прочно обосновались в политической повестке США и стран Европы, поэтому не вызывает удивление их эксплуатация крупнейшими западными СМИ.

Одним из наиболее успешных проектов в этой сфере стал канал AJ+, вещающий в Интернете на нескольких языках и создающий популярный и привлекательный для аудитории контент. И едва ли можно разглядеть в AJ+ родство с катарским холдингом Al Jazeera…

Катарский медиахолдинг рассчитывал запустить свой новый Интернет-канал еще в 2010 году, однако эти планы пришлось пересмотреть из-за «Арабской весны», которая полностью заняла новостную повестку дня.

В 2013 году, когда в США начал вещание Al Jazeera America, руководство телеканала вернулось к своей идее. На выставке телевизионной индустрии MIPCOM в Каннах директор по инновациям холдинга Al Jazeera анонсировал запуск специализированного онлайн-канала AJ+, заявив, что существует «поколение людей, которое хочет выйти за рамки», к которому нужен новый специальный подход. Миссия Al Jazeera, пояснил он, всегда была в том, чтобы «дать голос тем, у кого его нет», поэтому AJ+ будет увлекательным и интересным.

Первые ролики в рамках данного проекта были опубликованы в декабре 2013-го – еще до официального запуска канала. Их формат действительно отличался от новостных и аналитических программ того времени и был более привлекательным для зрителей. Это соответствовало цели привлечь многочисленную потенциальную аудиторию, которую не устраивает стандартный формат новостей.

Тестовый запуск AJ+ состоялся 13 июня 2014 года: руководство объявило канал продолжением «бесстрашной, глобальной и социально-сознательной журналистики Al Jazeera». Упоминание Al Jazeera в этом контексте выглядело даже лишним: хотя структурно AJ+ входит в состав катарской медиагруппы, было очевидно, что руководство канала стремилось не афишировать свою связь с основным холдингом. Это было заметно даже по символике: AJ+ использует логотип, который принципиально отличается от других символов медиасети.

Окончательно AJ+ был запущен 15 сентября 2014 года. Изначально вещание велось на английском и арабском языках, однако в течение нескольких лет были запущены версии на других языках: в апреле 2015-го состоялся запуск испаноязычного AJ+ Espa?ol, а в 2017 году – AJ+ Fran?ais.

***

Проект стал успешен сразу после начала работы. Уже через год после запуска страница канала в Facebook собрала 680.000 лайков. AJ+ удалось достичь высоких показателей вовлеченности, то есть количества пользователей, взаимодействующих с публикациями сообщества. Всего за неделю в июле 2015-го контент канала просмотрели около 4,3 млн человек, что составило 635% от общего числа подписчиков. Для сравнения: за тот же период у Vice – популярного молодежного журнала из США – вовлеченность составила 39,6%.

Такие показатели говорят об огромной популярности AJ+, а также о том, что канал нашел свою аудиторию и занял нишу на телекоммуникационном рынке. Количество просмотров также подтверждало этот факт: в январе 2016 г. управляющий директор канала Дима Хатиб объявила, что за предыдущий год их видео на Facebook просмотрели более 2,2 млрд раз. Популярность AJ+ продолжает расти и по сей день. На страницу канала в Facebook подписаны 11 млн человек, аудитория одной только англоязычной версии в YouTube составляет почти миллион человек, а количество просмотров видео перешагнуло за 200.000.000.

AJ+, без сомнения, является довольно успешным катарским проектом. Логично было бы предположить, что с его помощью Доха продвигает свои политические интересы, как ранее с другими подразделениями холдинга Al Jazeera. Однако у AJ+ практически нет ничего общего с внешнеполитическим курсом своей страны…

***

Как известно, Катар является абсолютной теократической монархией. Основным источником права в стране является шариат. В стране практически полностью запрещено употребление алкоголя, а гомосексуализм находится вне закона. Доха претендует на религиозное и региональное лидерство: в частности, власти эмирата спонсируют такую известную организацию как «Ихван аль-Муслимун».

На таком фоне контент AJ+ выглядит не просто странным, а поразительным: огромное количество публикаций является пропагандой вещей и понятий, совершенно несовместимых с исламскими ценностями.

Так, одной из важнейших ежедневных тем на AJ+ являются… права ЛГБТ. Канал часто публикует видеоролики, положительно освещающие легализацию однополых браков в различных странах или их субъектах. В том же ключе с восторгом рассказывается и о проходящих в мире мероприятиях в поддержку нетрадиционных отношений. AJ+ приветствует внедрение ЛГБТ-пропаганды в учебных заведениях: канал с энтузиазмом показывает, как в очередной американской или европейской школе преподаватели рассказывают юным учащимся о проблемах геев, лесбиянок и представителей бессчетного числа гендеров.

При этом AJ+ резко осуждает любые действия государств или организаций, направленные на ограничение пропагандистской деятельности ЛГБТ-сообщества. Так, канал с возмущением отозвался о запрете фильма о лесбиянках в Кении и раскритиковал решение парламента Венгрии определять пол людей согласно биологическому полу при рождении. Авторы канала также приветствуют существование в Калифорнии «черного списка», который запрещает финансируемые государством поездки в те штаты США, где, по мнению калифорнийских властей, действуют притесняющие ЛГБТ законы. Сложно представить, что подобный контент выпускается государственным каналом страны, где гомосексуализм карается телесными наказаниями и тюрьмой.

***

Примечательно, но деятельность AJ+ не ограничивается одной лишь ЛГБТ-пропагандой. Канал освещает и другие вещи, запретные в исламе и законодательно ограниченные в исламских странах, в том числе и в самом Катаре.

К примеру, многие передачи посвящены легализации наркотических веществ в США и других странах. Разрушительная роль наркотиков, их влияние на психику и здоровье человека остаются за кадром, а тема «наркотики – это хорошо» является основным лейтмотивом. Так, в одном из материалов прямо рассказывалось о пользе употребления марихуаны учащимися колледжа в Колорадо: собираемый с продажи наркотиков налог идет на ремонт школ и помощь бездомным, поэтому школьники, покупая марихуану, якобы делают общественно-полезное дело.

AJ+ выстраивает позитивное отношение и к еще одному запретному во многих мусульманских странах явлению – проституции. Канал практически приветствует легализацию секс-индустрии и законодательную защиту работников отрасли в некоторых государствах.

Катарский проект не только освещает в позитивном ключе вещи, запретные в исламе, – он еще и критикует некоторые фундаментальные принципы религии. В частности, в материалах присутствует критика «хадда» – наказания, которое выносит шариатский судья за преступления против нравственности и общественного порядка.

***

На первый взгляд, совершенно непонятно, зачем Дохе вообще нужен AJ+ в том виде, в котором он сегодня существует. Катар является теократической монархией, и описанный контент вроде как не соответствует катарским государственным интересам. Однако власти в Дохе извлекают из проекта свою выгоду.

С одной стороны, большая популярность канала и его материалов дает значительную прибыль. Потенциал роста арабоязычной аудитории AJ+ еще не исчерпан и прибыли в дальнейшем, вероятно, будет все больше. При этом освещение событий в развитых государствах через призму леволиберальных идей способствует увеличению количества зрителей и в странах «золотого миллиарда».

С другой стороны, AJ+ может играть роль своеобразной катарской «взятки» Западу. Ситуация с правами человека в стране регулярно становится поводом для критики. В этом плане AJ+ стал находкой для Дохи, которая может использовать его в качестве товара для сделки: европейцам и американцам представляют успешный проект, который пропагандирует «актуальные западные ценности», – а в ответ они закрывают глаза на ситуацию с правами человека в самом Катаре.

Наконец, AJ+ выгоден Западу и с иной точки зрения. Канал смотрит много мигрантов из мусульманских стран и их детей, которые прибыли в Европу и США в прошлых десятилетиях. И данный проект способен сделать то, о чем так мечтают западные политики, – оказать влияние на мусульманскую молодежь, внедрив в нее новые, во многом противоречащие исламу ценности. Это в значительной степени упростит процесс интеграции мигрантов в европейское и американское общества.

***

Когда речь заходит о деньгах и политической выгоде, то о религиозных нормах и правилах, о межнациональной солидарности и прочих высоких вещах предпочитают аккуратно забывать. Очередное подтверждение тому – Катар, который, будучи теократической мусульманской монархией, финансирует проект AJ+, где пропагандируются такие несовместимые с исламскими ценностями вещи как проституция, нетрадиционные отношения и наркотики…

По материалам ФАН

Comments are closed.