Кто дестабилизирует ситуацию в Малайзии

Опубликовано: 13.04.2013

8

Последние события в Малайзии, кажущиеся на первый взгляд не связанными друг с другом, могут иметь весьма серьезные последствия не только для этой страны, но и для всей Юго-Восточной Азии. На кону – политический вектор одного из самых независимых и самобытных государств этого региона, являющегося к тому же представителем мусульманской цивилизации.

***

Раскачивание ситуации в Малайзии шло уже давно, но активная фаза началась после нападения «вдруг» появившихся из Филиппин сепаратистов, якобы ратующих за возрождение Султаната Сулу.

Такая неожиданная атака крайне удачно легла на заранее подготовленную почву обвинений в коррупции правящего «Национального фронта» (Barisan Nasional) со стороны оппозиционного «Народного альянса» (Pakatan Rakyat). На фоне намечавшихся парламентских выборов все произошедшее не могло не сказаться на стабильности малазийского общества.

Несомненно, коррупция остается главной проблемой современности, касается ли это элиты в государственном секторе или же мелкого частного бизнеса. Даже в самом малом ее проявлении коррупция подчас присутствует во всех слоях общества. Именно потому, что такая проблема существует, малазийское правительство признает борьбу с коррупцией одним из семи национальных ключевых приоритетов в развитии общества. Так с 2004 года были приняты необходимые меры, среди которых: создание 14 специализированных учреждений по борьбе с коррупцией, принятие постановления о законе на разоблачения, подписание корпоративного соглашения «Пакт о честности», проведение открытых тендеров, освещаемых в СМИ, и т.д. Последнее, кстати, означает, что закупки приобрели прозрачность и большую ответственность в их исполнении.

При всем при этом наблюдается и заметный рост числа арестантов, предположительно вовлеченных в коррупцию, включая бывших политических лидеров, высокопоставленных государственных служащих и высших ключевых фигур. Те, кто раздает и берет взятки, регулярно подвергаются аресту, и даже западные СМИ отмечают наличие в Малайзии «всесторонней системы антикоррупции».

Стоит отметить, что борьба Малайзии против коррупции длится больше четырех десятилетий. И эта страна является одной из первых на «глобальном юге», кто основал службу антикоррупции и сформулировал закон антикоррупционной деятельности. Произошло это еще в 1967 году, и с этого времени вплоть до сегодняшних дней было осуждено немало коррупционеров, среди которых были и министры, и члены Государственного совета.

Однако для того, чтобы лучше решать проблему коррупции, помимо эффективных мер в виде строгого наказания правонарушителей (причем, независимо от их статуса), необходимо также обращаться и к самим первопричинам возникновения коррупции. Например, к границам между «много» и «немного», которые порождают широко распространенное чувство относительности. Помимо всего прочего это также побуждает людей оправдывать свои коррумпированные действия. Добиться богатства – вот тот недостаток общества, на который часто опираются люди.

Еще одной первопричиной появления коррупции можно считать финансирование выборов со стороны самых различных предприятий и корпораций. Подчас это приводит к необходимости «оплаты» такого финансирования посредством выдвижения нужных для спонсоров кандидатур. Поэтому еще одной стороной борьбы с коррупцией является разработка механизма финансирования всеобщих выборов, который устранил бы их зависимость от корпоративного влияния. И надо сказать во многом этот вопрос был решен, когда в апреле 2012 года было принято решение об общественном характере финансирования выборов. Заявление об «открытости выборов» было поддержано единогласно. И это означает, что движение «международной прозрачности», избирательная этика становятся одним из подтверждений ведущегося правительством Малайзии сражения против коррупции.

***

И все же часть малазийцев считает, что принятых мер недостаточно, и борьбу с коррупцией следует усилить. Наверное, они в чем-то правы. Но, пытаясь улучшить свое положение, люди не должны дать себя обмануть.

В чем же заключается суть возможного обмана? Как известно, многие верят в то, что смена власти является одним из верных решений на пути к лучшей жизни. И иногда это действительно так. Но в то же время не следует забывать и о тех случаях, когда на волне народного недовольства к власти приходили далеко не лучшие представители общества. Более того, некоторые из оппозиционных движений оказывались во сто крат хуже своих предшественников. Немало государств уже испытало это на собственном опыте. И азиатский регион не является исключением. Так, в Индии в далеких семидесятых на волне антиавторитаризма был разогнан Индийский Национальный Конгресс. Однако впоследствии люди обнаружили, что сменившее прежнюю власть правительство оказалось неспособным к ограничению коррупции. Точно так же в Японии, замена одной партией другой не помогли минимизировать распространенность бюрократических взаимоотношений между деловой и законодательной политикой.

Так почему же смена власти порой не приводит ни к уничтожению коррупции, ни к улучшению жизни общества. Возможно это связано с тем обстоятельством, что политические процессы часто вращаются вокруг политических актеров. Которые сосредоточены только на вопросе власти. И как гласит древняя пословица: «Когда есть власть – она все портит».

Многие знают, что случается с оппозиционными партиями, которые сами оказываются у власти. Те, кто в течение долгого времени был яростным противником коррупции, «вдруг» начинает соглашаться с утверждениями о теневых контрактах, начинает прикрывать неисправности и сомнительные сделки с землей и т.д. Несмотря на требования честности с их стороны, уже их собственные избиратели кивают им на такие же недостатки.

В случае с Малайзией такие превращения уже были. Но что поразительно, один из местных «политических актеров» пытается войти в одну и ту же реку дважды. Действительно, как оппозиционный блок Pakatan Rakyat может претендовать на роль «чемпиона по честности», когда во главе нее стоит Анвар Ибрагим – человек с сильно запятнанной в обществе репутацией? Еще до своей работы во властных структурах он был известен своими извилистыми шагами на пути к власти. Как отмечают сторонние наблюдатели «в то время как последователи Анвара раздавали пакеты денег, чтобы приобрести поддержку лидеров подразделения ЮМНО (кампания 1993 года), сам Анвар перенимал влиятельных людей на свою сторону многообещающими постами в правительстве, которое он сформировал бы после Махатхира». Как известно, А. Ибрагим занимал пост министра финансов в правительстве Махатхира Мохамада, и когда в 1997 году разразился финансовый кризис, А. Ибрагим стал активно лоббировать интересы МВФ. Чуть позднее «чрезмерно честолюбивый член кабинета министров», как его называли, не только оказался вовлечен в скандал с кумовством и коррупцией в особо крупных размерах, но и был обвинен в содомии. В итоге он получил 15 лет тюрьмы, отсидев правда только шесть.

Сторонники Pakatan Rakyat настаивают на том, что после отбывания срока заключения с 1998 по 2004 год А. Ибрагим изменился. Теперь он якобы стал человеком прямым и честным. Если это так, то как объяснить его сагу от 16-ого сентября 2008 года? Это была явная попытка свергнуть законно избранное правительство, используя неэтичную тактику. И что можно сказать относительно перехода на его сторону двух лидеров Barisan Nasional в провинции Сабах? Простая случайность или возврат в прошлое, когда многочисленные обещания А. Ибрагима позволяли ему переманивать на свою сторону влиятельных политиков из лагеря своих конкурентов?

Все это лишний раз доказывает, что как сам А. Ибрагим, так и возглавляемая им партия не смогут вести сражение против коррупции, так как не обладают моральным превосходством ни над нынешним правительством, ни над другими конкурентами по ближайшим выборам. Избиратели должны понимать это. Они должны реально оценить лидеров оппозиции для того, чтобы не попасть под всеобщий гипноз от их сладких речей и красивых лозунгов.

***

В связи с этим весьма настораживающим фактом стало нападение сепаратистов на провинцию Сабах. Использование терроризма уже давно стало едва ли не брендом заинтересованных в смене неугодных режимов сил. И можно ли в свете активизации А. Ибрагима считать случайным всплеск насилия в Сабахе? Причудливые заявления о возрождении Султаната Сулу базирующихся на Филиппинах вооруженных бойцов, приземлившихся на берегах Малайзии в провинции Сабах, непосредственно перед выборами в федеральные органы власти – это вызвало много справедливых вопросов и подозрений относительно причастности малазийской оппозиции и ее западных спонсоров.

Премьер-министр Малайзии даже направил в регион службу разведки, чтобы изучить претензии в адрес оппозиции относительно их участия в подстрекательстве наследника Султаната Сулу. Но может такое отношение к главе оппозиционной коалиции Малайзии, включающей и Малазийскую исламскую партию, предвзято? Объективный анализ показывает, что едва ли. Немало лет своей жизни А. Ибрагим потратил на службу в западных компаниях. Официально подтвержденные факты свидетельствуют о том, что например в 1998 году он являлся председателем Комитета по развитию Всемирного банка (ВБ) и Международного валютного фонда (МВФ). Также он был лектором в Школе передовых международных исследований (School of Advanced International Studies) в Университете имени Джона Хопкинса, был консультантом Всемирного банка и участником публичных дискуссий в центре Neo-Con. Принимал он участие и в публичной дискуссии на церемонии пожертвований Национального фонда поддержки демократии (NED) – известной организации по продвижению «демократии» во всем мире. При этом нельзя забывать и о том, что именно филиалы NED финансируют и поддерживают Bersih – «продемократическое» уличное движение, которое фактически было создано для поддержки политических устремлений А. Ибрагима.

Примечательным в этом отношении является и факт тесных связей работавшего в самых крупных западных международных организациях A.Ибрагима с радикальными группами. А как на Западе умеют работать с такими движениями хорошо известно. Так представители США, Великобритании, Франции и других западных держав открыто заявляют о финансировании сирийского «лидера оппозиции» М. аль-Хатиба. Но разве тот не сотрудничает с такими движениями как «Фронт аль-Нусра», которое даже сами американцы признали террористической организацией, тесно связанной с «Аль-Каидой».

Все сказанное явным образом наталкивает на вывод о хорошо разработанной операции с геополитическим подтекстом – удобно рассчитанной дестабилизации Малайзии путем военной интервенции боевиков с Филиппин с одной стороны, и активизация т.н. «уличного фронта» Bersih с другой стороны. И все это происходит за несколько месяцев до намечавшихся в текущем году всеобщих парламентских выборов!

Попытка дестабилизировать Малайзию отнюдь не случайна. Это государство – одно из немногих, кто не только выдержал натиск финансовых спекулянтов в 1997-98 годах, но и до сих пор проводит независимую от западного влияния внутреннюю и внешнюю политику. Сумеют ли малазийские власти и жители выстоять и сейчас, в эту сложную и непонятную эпоху «глобальной перезагрузки»? Ответ на этот вопрос может быть дан уже в ближайшие месяцы, когда состоятся новые выборы в парламент страны, распущенный в результате последних потрясений.

***

И Малайзия, и другие страны как в Юго-Восточной Азии, так и в других регионах, должны быть как никогда бдительными по отношению к внешним силам и своим «пятым колоннам». При этом связи ориентированных на Запад оппозиционных движений с радикалами и экстремистами нуждаются в отдельном, пристальном рассмотрении и исследовании. Но еще более важным, можно сказать жизненно необходимым становится знание о тех, кто поддерживает политические партии под маской «продвижения демократии», кто финансирует и вооружает террористов, преступные картели и отъявленных нарушителей прав человека и общества. Именно те, кто управляет подобного рода продуманными геополитическими операциями, во много раз хуже тех деятелей, тех политических партий, и тех радикальных группировок, которые выступают в качестве их слепых орудий.

Muslim Politic на основе зарубежных СМИ

Tags: 

Comments are closed.