Сторонники Всеобщего национального конгресса и силы генерала Хафтара, о которых говорилось в первой части исследования, имеют многочисленные вооруженные формирования, некоторые из которых находятся в союзнических отношениях, вероятно, лишь временно – исходя из сложившейся ситуации. В целом, военный расклад сил в данном противостоянии выглядит следующим образом:
- Силы, так или иначе поддерживающие ВНК, и действующие в рамках операции под названием «Ливийская заря», включают в себя такие движения как:
— «Ливийский щит», бригады которого действуют на западе и центре Ливии (в основном, это выходцы из г. Мисурата; группа близка к организации «Братья-Мусульмане»);
— «Центр военных операций ливийских революционеров» (LROR); эта вооруженная группа, действующая в Триполи и Бенгази, подчиняется Н. Абу Сахмайну – экс-главе ВНК, этническому берберу;
— отряды берберских племен «амазигов» и «туарегов»;
— «Бригада революционеров Триполи», близкая к А. Бельхаджу, бывшему лидеру известной «Вооруженной ливийской группы», которая воевала против Каддафи еще в 90-х гг. и, по заявлениям экспертов, имела тесные связи с «Аль-Каидой»;
— «Революционный совет Бенгази» (по некоторым оценкам до 9,5 тыс. бойцов); объединяет такие группировки как: «Ливийский щит №1» (восточная часть одноименной группы); «Бригада Рафалла ас-Сахати» (порядка 1 тыс.); «Бригада 17 февраля» (1,5-3,5 тыс.); «Рассвет Ливии»; «Ансар аш-Шариа» (не более 5 тыс. боевиков), являющаяся, пожалуй, самой крупной экстремистской группой в Ливии (занесена в список мировых террористических организаций);
— «Вилаят Барка» (приблизительно 800 боевиков); отдельная группировка, присягнувшая ИГИЛ, штаб которой располагается в г. Дерна.
- Отряды сторонников генерала Хафтара, действующие в рамках операции «Достоинство Ливии» состоят из следующих групп и движений:
— «Ливийская национальная армия», в большинстве своем включающая в себя бывших офицеров и солдат армии Ливии; руководит группой непосредственно сам генерал Хафтар (на май 2012 г. количество бойцов составляло приблизительно 35 тыс. человек; однако сколько из них воюет сейчас, сказать достаточно сложно);
— «Отряды специального назначения» («Ас-Саика») во главе с бывшим полковником ливийской армии Абу Хамадом (порядка 3-5 тыс.);
— «Отряды быстрого реагирования» (другое название «Бригады Зинтана»), в основном, укомплектованные жителями Зинтана; хорошо обучены и поддерживают связи с ОАЭ;
— «Бригады Варшафана» состоят из представителей племени «варшафана», лояльных бывшему лидеру Ливии Каддафи;
— «Совет ливийских племен» также представляет собой племена, которые сохраняют лояльность Каддафи;
— отряды племени «тубу», действующие на юге страны.
***
Как и во многих других регионах, кризис в Ливии подвержен сильному влиянию крупных региональных «фигур» и глобальных «игроков», которые оказывают значительное давление на указанные группы конфликта. Так, к примеру, за генералом Хафтаром стоят Египет, Саудовская Аравия и их аравийские союзники, включая ОАЭ. (Относительно Эмиратов следует отметить, что, в отличие от отца-основателя ОАЭ шейха Зайда, который отличался прагматичностью и сдержанностью, нынешнее руководство этой монархии, развило в последнее время весьма бурную активность в арабских делах).
За силами, сконцентрированными вокруг ВНК, прежде всего, проглядывался Катар (и в какой-то мере, Турция). Ранее в этом обвиняли и власти Судана, которые, однако, под давлением Эр-Рияда, вероятнее всего, склонились в своих предпочтениях в сторону другого полюса. Вполне возможно, что, учитывая последние геополитические изменения, подобным образом теперь сделают разворот и в Катаре.
***
Сторонники ВНК контролируют столицу Ливии Триполи; обширные территории в центре и на западе страны (в Триполитании); «Революционный совет Бенгази» занимает большую часть Бенгази.
Хафтар и возглавляемые им вооруженные силы контролируют район Джебель аль-Ахдар, на востоке Ливии, включая г. Байда, а также Тобрук, расположенный поблизости от границы с Египтом, где и располагается их политический центр. На западе страны их сторонники сосредоточены в г. Зинтан.
Что же касается нефтеносных территорий к западу от Адждабии и к востоку от Сирта, то они контролируются нейтральными группировками, которые пока не примкнули ни к одной, ни к другой стороне.
***
Возможные сценарии развития событий в Ливии:
- Гражданская война – этому может способствовать много причин, среди которых следует выделить: отсутствие центральной власти; наличие многочисленных вооруженных группировок, число которых по некоторым данным насчитывает более 1.500, причем большинство их ведет реальную вооруженную борьбу за власть.
- Интернационализация ливийского кризиса – вовлечение разных сил из-за рубежа; столкновение интересов групп стран, которые стоят за разными группировками, например, Катар и Турция – за одних, а Египет, Саудовская Аравия и ОАЭ — за других.
- Участие ООН в решении конфликта – это может выразиться в решении Совбеза ООН о нанесении ударов силами НАТО по каким-то определенным группировкам. На этом варианте настаивают Франция и Италия. Однако внешнее вмешательство, даже под прикрытием ООН, может повторить сомалийский сценарий, когда международные силы стали объектами атак со стороны местных групп, что в конечном итоге закончилось провалом миссии и фактическим развалом страны на автономные, полунезависимые государственные образования.
- Мирное урегулирование кризиса – к такому сценарию может привести понимание опасности нынешнего положения; это потребует значительных усилий как от международных организаций, так и от региональных сил, де-факто участвующих в ливийском конфликте. Важную роль при этом будет играть и позиция двух соседних стран – Египта и Алжира. В связи с этим следует отметить, что на данном этапе Египет настаивает на вмешательстве внешних сил в разрешение ливийского кризиса под предлогом «борьбы с терроризмом», в то время как Алжир призывает к диалогу и невмешательству во внутренние дела, требуя прекратить «подливать масло в огонь». Эксперты отмечают, что диалог может строиться на следующих принципах – возможности участия всех сил в органах власти; равномерном распределении доходов от продажи нефти среди всех провинций; разоружении незаконных вооруженных формирований. Однако для этого необходимо определить, каким именно образом можно это сделать, и кто будет этим заниматься.
- Создание федеративной республики – в этом случае, Ливия, вероятнее всего, будет представлять собой три федеративных округа – Триполитанию, Киренаику и Феццан, что соответствует делению страны во времена правления короля Идриса ас-Сенусси. Сторонники данной идеи призывают перенять опыт ОАЭ, федеративное устройство которых, по их словам, «стало причиной расцвета Эмиратов».
- Раздел и распад страны – данный вариант предполагает разделение Ливии на западные и восточные регионы, в которых образуется несколько центров влияния. Это, вероятнее всего, приведет к развитию ситуации, похожей на сомалийскую.
Предупредить последний трагический сценарий может и должна единая позиция арабских, мусульманских государств, которые, отбросив свои личные амбиции, цели и интересы, вполне могли бы предотвратить распад страны. В противном случае, это окажет влияние не только на соседние страны, но и на весь арабо-мусульманский мир, который и так представляет собой маленькие, отдельные и разрозненные «кусочки», столь «лакомые» для тех, кто ждет не дождется, чтобы вновь начать их «глотать».
Агентство геополитических исследований «Манара»
Muslim Politic