Древний восточный герб России

Опубликовано: 19.09.2014

14

Традиционное представление о российском государственном гербе связано, в основном, с образом двуглавого орла. Однако мало кто знает, что в течение долгого времени у орла была, своего рода, «геральдическая сестра». Эта «сестра» представляет собой такой известный в прошлом геральдический знак как «тугра». И именно она, наряду с изображением орла, долгое время использовалась в дипломатических переписках с Востоком, представляя Россию в этой части мира.

۞ ۞ ۞

9Тугра является каллиграфическим знаком, широко известным как герб османов и менее известным как герб мамлюков Египта и крымских правителей. В Османском государстве, Египте и Крыму этот геральдический знак употреблялся и вне канцелярского производства: чеканился на монетах, украшал общественные здания и ювелирные изделия.

И все же наибольшее употребление тугра нашла там, где появилась изначально – на государственных актах: договорных и жалованных грамотах, посланиях другим правителям. Среди получателей посланий от османов и крымцев были и российские правители, состоявшие в интенсивной переписке со своими южными соседями.

۞ ۞ ۞

Очарование тугр было столь сильным, что в Москве было решено создать аналогичный знак для удостоверения и украшения грамот, отправляемых в восточные страны. Когда это произошло, сказать трудно, но самая древняя из сохранившихся российских тугр относится к 1620 году, ко времени правления Михаила Федоровича.

География адресатов, получавших «тугровые» грамоты российских правителей, была обширной: шахи Персии, падишахи государства Великих Моголов в Индии, ханы и принцы Крыма, алтын-ханы Монголии, ханы Хивы и Бухары, тайши калмыцких улусов. Были знакомы с российскими туграми и северокавказские, и азербайджанские ханы и князья.

۞ ۞ ۞

13В основе изобразительного решения российской тугры лежит творческий метод, характерный для тугровой графики мастеров-хаттатов из числа османов и крымцев. Данная методика предполагает сочетание образности арабо-тюркской каллиграфии и предметного изобразительного языка. При этом предметная образность достигалась каллиграфическими средствами: вытягиванием вертикалей букв над строкой. Хвосты знамен здесь являются лишними (со строго каллиграфической точки зрения), но сочетание их с остальными элементами знака безупречно и не разрушает каллиграфической природы тугры.

۞ ۞ ۞

Но какой же словесный ряд прятался за знаменами российской тугры? Отнюдь не тот же, что в османских или крымских геральдических знаках, ведь российская тугра не указывала имени и титула ее владельца. Она включала в себя древнюю арабскую богословскую формулу – «Би-инайати Раббиль алямин», что означает: «Милостью Владыки миров».

Таким образом, одно из коранических имен Аллаха не только возвещало близость России к цивилизациям Востока, но и символизировало эту близость.

12

Сагит Фаизов, журнал «Мусульмане»

«Альманах полезных знаний»

Tags: ,

Comments are closed.