Кризис партии власти в Турции: причины и перспективы

Опубликовано: 08.07.2015

Результаты парламентских выборов, состоявшихся 7 июня 2015 года в Турции, многие эксперты расценили как поражение правящей в стране «Партии справедливости и развития» (ПСР).

62

И по большому счету это действительно так, ведь несмотря на полученное по итогам выборов первое место, партия власти не смогла получить то необходимое число голосов, которое позволило бы сформировать ей парламентское большинство. Тогда как на прошлых выборах ПСР не только выигрывала выборы, но и единолично формировала кабинет министров. К примеру, в 2002 году у ПСР в парламенте было 363 депутата, а в 2015 – лишь 258, в то время как для формирования правительства необходимо 276 депутатских голосов (т.е. формального большинства в 550-местном парламенте).

Теперь вся страна отсчитывает 45 дней со дня выборов, отведенных новоизбранным депутатам из разных фракций для создания политической коалиции. При этом четыре парламентские партии стоят на достаточно разных позициях и им весьма трудно прийти к компромиссу. Если же он не будет достигнут, то Турцию ожидают новые выборы, а это означает продолжение политической турбулентности…

***

Делать прогнозы относительного будущего ПСР и ее лидеров сложно, однако можно подвести некоторые итоги 13-летней монополии этого движения в политической жизни Турции и обозначить причины, которые привели к ее ослаблению в последние годы. Ниже будут рассмотрены основные пункты, за которые партия власти и ее лидеры (в особенности, президент страны Р. Эрдоган) так часто подвергаются критике.

«Арабская весна» и сирийский капкан

Пожалуй, одним из самых серьезных испытаний для лидеров ПСР стали события «Арабской весны» – особенно в Сирии. Свержение лидеров Туниса, Египта и Ливии показало, что режимы в арабских странах весьма неустойчивы. Казалось, что свержение власти в Сирии неизбежно, и Турция сделала ставку на то, чтобы поддержать противников Б. Асада, еще недавно считавшегося для Эрдогана другом.

В сирийском конфликте Турция пыталась «держать нос по ветру», рассчитывая на особую роль, которая достанется ей в восстановлении постасадовской Сирии. Но Асад держался, сотни тысяч беженцев пересекали турецкую границу, став непосильным бременем для турецкого бюджета и создавая напряженность в приграничных городах. Эта напряженность дошла даже до Стамбула, где стали происходить антисирийские погромы.

Другим ударом по внешнеполитическим амбициям ПСР стало свержение в 2013 году египетского президента М. Мурси и поражение «Братьев-мусульман». Турция поддерживала «ихванов» по всему арабскому миру, но их фактический разгром почти на всех фронтах нанес серьезный удар по позициям Турции. Если еще несколько лет назад «турок Эрдоган» был одним из самых популярных политиков в арабском мире, то после «Арабской весны» Анкара лишилась былой привлекательности, утратив многие рычаги влияния в регионе.

Тут следует вспомнить, что до «Арабской весны» Турция придерживалась внешнеполитической стратегии «Ноль проблем с соседями», благодаря чему были налажены отношения со всеми соседними государствами, что, в свою очередь, положительно сказалось на внешнеэкономических показателях. К 2015 году же можно констатировать полный отход от старой стратегии и возвращение тех времен, когда отношения Турции с соседями носили перманентно напряженный характер.

Курды и ИГИЛ

Одной из главных сенсаций выборов 2015 года стало прохождение в парламент Демократической партии народов (ДПН), представляющей интересы курдов. Именно курды забрали голоса у ПСР. Более того, пока они отнюдь не настроены на сотрудничество с партией власти. Между ПСР и курдами вбит серьезный клин, а ведь еще несколько лет назад казалось, что Эрдогану и курдам удалось найти общий язык…

В связи с этим, противники такой политики в Турции получили сильный повод для злорадства: «Заигрывания с курдами вышли Эрдогану боком». К тому же благодаря демографии курдский фактор будет играть все более значимую роль в политике Турции. Сегодня ДПН впервые преодолела 10%-ный барьер, но что будет лет через 10-15?

Считается, что одним из наиболее серьезных поводов для недовольства турецких курдов политикой ПСР стали события прошлого года, случившиеся в сирийском городе Кобани, где курды держали оборону от наступавших отрядов ИГИЛ. Тогда по всей Турции прошли митинги с требованиями к турецкому руководству помочь соседям. Но турецкое правительство словно специально чего-то выжидало… Масла в огонь подлили и подозрения в том, что Анкара оказывает ИГИЛ поддержку– в грузовиках, пересекавших границу под видом гуманитарной помощи, было обнаружено оружие. Причем этот скандал продолжал оказывать свое влияние даже спустя полгода, когда прямо накануне выборов в прессе были опубликованы снимки найденного в машинах вооружения

Монополизация власти

Как известно, Эрдоган, будучи самым харизматичным лидером ПСР, привел в 2002 году свою партию к победе, найдя компромисс с разными силами. Однако в последние годы баланс сил пошатнулся – Эрдоган стал делать решительные шаги к сосредоточению власти в одних руках. Его участие и победа в президентских выборах и заявления о необходимости превращения Турции в президентскую республику вызвали серьезное недовольство. Многие представители турецкой элиты были совсем не в восторге от того факта, что Эрдоган начал менять «правила игры». Ведь именно в ПСР, в свое время, больше других взывали к «настоящей демократии», благодаря которой они и смогли прийти к власти.

Но теперь демократический процесс, по сути, оказывался свернутым. Волнения в Гези в 2013 году были первым сигналом меняющейся в худшую сторону внутриполитической ситуации. Конечно, следует учесть, что в этих событиях определенную роль сыграли и внешние силы. Тем не менее, нельзя забывать, что в Турции представлены разные политические идеологии и за ними стоят серьезные силы – левые, либералы, националисты и другие. И очевидно, что нарушение баланса сил чревато разрушительными последствиями.

Не исключено, что монополизация власти в руках ПСР и широкие полномочия, предоставляемые Эрдогану в случае изменения конституции, могли бы быть приняты большинством населения – но тут свою роль сыграла ухудшающаяся в последние 2-3 года экономическая ситуация в Турции. Электорат может приветствовать концентрацию власти в одних руках, но едва ли избиратель потерпит ухудшения условий жизни…

Экономика и коррупция

Экономические успехи Турции в 2000-е годы стали одним из главных достижений ПСР, усилиями которой были проведены либеральные реформы в экономике. Но после 2010 года экономическая ситуация стала ухудшаться – рост ВВП замедлился, выросла безработица. Начался отток капитала и падение турецкой лиры. Доход на душу населения, выросший с 2002 года почти втрое, к 2011 году остановился и стал медленно снижаться. К выборам 2015 года Турция подошла далеко не в лучшем экономическом состоянии. Причин такому сложившемуся положению дел много: они носят и внешний, и внутренний характер, но в любом случае популярность власти связывается с экономической ситуацией.

Другим ударом по имиджу власти стали коррупционные скандалы, где оказались замешаны высокопоставленные чиновники, против которых были выдвинуты обвинения в отмывании денег. Казалось, Эрдогану стоило наказать виновных и самому встать во главе антикоррупционной кампании, чтобы очистить ряды партии от тех, кто запятнал себя воровством или кумовством. Но вместо этого были уволены или арестованы полицейские и работники прокуратуры, разоблачавшие коррупционеров. Сильному давлению подверглись и журналисты, пытавшиеся пролить свет на ситуацию с коррупцией в стране…

Выводы

Те положительные сдвиги, которые были осуществлены усилиями ПСР на раннем этапе ее правления, сделали этот период в истории страны одним из самых успешных за последние десятилетия. Однако ПСР образца «2002» и «2015» разительно отличаются друг от друга. Можно смело сказать, что все те позитивные начинания, которые имели место в период с 2002 по 2011 гг. были быстро сведены к нулю за какие-то 3-4 года.

Отход от таких политических принципов как «Ноль проблем с соседями» вернул Турцию в состояние конфликта с окружающими странами, в котором она пребывала прежде. Экономический прорыв, давший ПСР легитимность в глазах миллионов турок, сменился упадком. Имидж бессребренников и подвижников также растаял в огнях роскошного президентского дворца, стоимостью в миллиард долларов, и коррупционном скандале, вскрывшем далеко не примерные экономические отношения между представителями политического истеблишмента.

Внутренние конфликты, фактически, раскололи и саму партию, и вчерашние единомышленники сегодня плетут интриги друг против друга. Особенно ярко это проявилось в противостоянии с «гюленовцами». Однако не следует полагать, что дело лишь в одном Гюлене. Раскол внутри ПСР проходит уже и по другим линиям…

Таким образом, говоря о перспективах ПСР, следует констатировать, что в движении начался самый сложный в его истории период. Пройдя сквозь «огонь и воду», нужно было суметь преодолеть и «медные трубы». Похоже, что партии власти это не удалось.

Если экономический кризис будет продолжаться, то политические баталии могут привести к еще большему расколу внутри турецкой элиты. И вполне возможно, что консервативному электорату Турции, состоящему преимущественно из людей религиозных, потребуется новая политическая структура, которая представляла бы их интересы – обновленная, с притоком новых кадров и очищенная от бремени накопленных в ходе правления ПСР проблем.

Руслан Раминов, специально для портала

Muslim Politic

Comments are closed.