Новые протесты в арабском мире: спасет ли дипломатия Алжир…

Опубликовано: 06.03.2019

Начавшиеся в феврале народные выступления в Алжире изначально таили в себе потенциальную угрозу возникновения нового очага напряженности в арабо-мусульманском мире. Особо актуальным это видится специалистам по Северной Африке, знающим специфику и менталитет алжирского народа и помнящим о тех столкновениях, которые случились здесь в начале 1990-х.

Не вдаваясь в подробности исторических перипетий, следует отметить, что события почти 30-летней давности не прошли даром: ни власти, ни народ не хотят повторения гражданского конфликта. Однако, во-первых, в стране уже произошла смена поколений – молодежь уже мало вспоминает о тех годах и мыслит иными категориями. Во-вторых, любому терпению рано или поздно приходит конец, и в этот раз чашу переполнило абсурдное по-своему замыслу решение в пятый раз подряд (!) переизбрать на президентский пост человека, страдающего от последствий инсульта и передвигающегося на инвалидной коляске. Такое впечатление, что управляющие Алжиром военные живут в какой-то параллельной реальности, иначе сложно понять, каким образом они думали провести эту комбинацию в современном, информационно открытом мире. Даже самые лояльные властям граждане страны понимают всю абсурдность происходящего и задаются вопросом: неужели невозможно найти хоть какого-то иного приемлемого кандидата?

Попытки со стороны военных пойти на уступки в виде предвыборных обещаний А. Бутефлики выглядели настолько нелепо, что лишь в еще большей степени спровоцировали рост протестных настроений. Как говорится, «с такими друзьями никаких врагов не надо». Как можно не осознавать, что в нынешней ситуации любая попытка сохранить больного человека на президентском посту приведет лишь к провоцированию протестов, совершенно не понятно.

Свою роль в этой ситуации, безусловно, играет существующая в Алжире клановая система управления. Бутефлика представляет мощный «правящий» клан, руководит которым, по сути, его брат, Саид Бутефлика. Противостоят ему, как минимум, еще два клана: «армейский» во главе с руководителем генштаба А. Салахом и «службистский» во главе с начальником разведки А. Тартагом. Межклановая борьба может сыграть крайне негативную роль, поскольку противостоящие друг другу силовики не понимают и не замечают мировых процессов, над которыми они совершенно не властны. Тогда как именно управляющие этими процессами вписывают те или иные объекты управления в свои шахматные сценарии…

***

Уже в самом начале протестов кто-то потирал руки в предвкушении обрушения еще одного арабо-мусульманского государства. Однако на их удивление первые протестные акции прошли вежливо и дипломатично. Более того, даже были отмечены случаи вылавливания митингующими провокаторов, пытавшихся расшатать ситуацию. Такая дипломатичность привела ряд СМИ в изумление, ибо они ожидали совсем иного.

Но все же следует понимать, что всему есть предел, в том числе и терпению протестующих. И если власти и дальше будут действовать в том же духе, то алжирцев будет уже не остановить. Генералы, конечно, надеются на свой военный потенциал, не понимая, что в одну реку дважды войти обычно не получается. Причин этому несколько, но главной является изменившаяся геополитическая парадигма.

В 90-е годы смена режима в Алжире была не выгодна практически никому: военные всех устраивали, и мало кто желал менять сложившееся в стране статус-кво. Но сейчас все по-иному – в силу определенных причин демонтаж существующих режимов может оказаться выгодным сразу нескольким мировым державам. Как, к примеру, это было в случае с Ливией, где и США, и Европа (за исключением, быть может, отдельных политиков), и даже арабский мир в большинстве своем желали свержения М. Каддафи.

На нынешнем этапе, пожалуй, единственной западной страной, которой не выгодно обострение ситуации в Алжире, является Франция. И это понятно, ведь две страны связывают не только экономические, но и социально-культурные связи: достаточно вспомнить о той большой алжирской диаспоре, которая проживает на территории Пятой республики. Именно Париж, по всей вероятности, и пытается развязать тот внутриполитический узел, который все больше и больше завязывается на наших с вами глазах…

***

Однако хватит ли здесь усилий одной Франции, учитывая, что процесс демонтажа арабо-мусульманской государственности явно управляемый. Очевидность этого видна невооруженным взглядом, и не столь отдаленный пример в лице Судана, где так же начались протестные акции, наглядно это подтверждает. С одной стороны, суданские власти отличаются от алжирских, но почти 30-летнее правление О. Башира местному населению тоже порядком надоело. Да и экономическая ситуация оставляет желать лучшего. По сути, заинтересованным силам для поджигания очередного пожара нужно совсем немного: стоит лишь поднести спичку и вспыхнет так, как, возможно, даже не полыхало в Ливии.

Исходя из всего сказанного, можно сделать несколько важных выводов. Прежде всего, необходимо указать на управляемость и четкую координацию тех разрушительных процессов, которые происходят в арабо-мусульманском мире. В то же время, нельзя не отметить и тот факт, что как алжирские, так и суданские власти сами загоняют ситуацию в тупик, не видя, а, порой, и откровенно не желая видеть тех последствий, к которым могут привести их недальновидные действия. При этом удивительно, что ни пример Туниса, ни даже пример Ливии так ничему их и не научил. Как можно постоянно наступать на одни и те же грабли и так и не замечать их, остается загадкой.

***

Суданская ситуация вскоре вполне может дойти до критической. Что же касается Алжира, то здесь еще есть надежда на мирный исход. Но для этого должны сойтись, как минимум, два обстоятельства: разумность властей и мудрость народа. И тем, и другим необходимо суметь пройти между накопившимися проблемами и попытками использования себя в чужих, антиалжирских интересах. Сможет ли дипломатия отвести от алжирцев те беды, которые могут обрушиться на них в случае обострения ситуации? Надежда на это еще есть, и главное не дать ей пропасть…

Руслан Раминов

Muslim Politic

Tags: 

Comments are closed.