Нигерия, «Боко харам» и «царство хаоса» (часть вторая)

Опубликовано: 09.02.2015

11

Как уже отмечалось в предыдущей части, лидеры «Боко харам» не скрывают своей идеологической близости к другим террористическим группировкам. И в этом плане западноафриканские экстремисты действительно не сильно отличаются от других радикальных групп и движений. Среди их убеждений:

— насильственное насаждение специфически понимаемых ими законов шариата;

— излишняя, порой доходящая до абсурда строгость, в частности, в одежде, еде, предметах быта;

— отрицание многих современных достижений;

— жесткое и непримиримое отношение к вопросу образования, откуда и происходит название группировки, означающее «западное образование – это грех»;

— другие подобного рода крайности.

Такой бескомпромиссный подход делает «врагами» радикалов не только представителей других вероисповеданий, но и самих мусульман. Последователи ислама страдают от экстремистов ничуть не меньше, ведь боевики считают не присоединившихся к ним мусульман «отступниками, лицемерами» со всеми вытекающими отсюда последствиями. И это лишний раз свидетельствует о том, что отнюдь не религия является главным стимулом военных преступлений радикалов.

Поразительно, но при всем при этом на захваченных территориях группировка порой находит поддержку не только среди малограмотных сельских жителей. По некоторым данным, к радикалам присоединяются и бывшие студенты и выпускники естественных факультетов высших учебных заведений Нигерии. Причиной тому часто становится банальная невозможность найти работу в обычной мирной жизни. В этом случае перешедшая на сторону боевиков «интеллигенция» задействуется уже не как «пушечное мясо», а в качестве специалистов, например, собирателей взрывных устройств, которые теперь экстремисты уже могут не покупать за рубежом.

***

Но не только от радикалов «Боко харам» страдают власти и жители Нигерии – вот уже на протяжении многих лет экономика и безопасность страны страдают от …самых настоящих пиратов. Только за один квартал 2013 года нигерийские «джентльмены удачи» захватили 51 корабль. Их активность дошла до столь угрожающих масштабов, что Международное морское бюро считает пиратство в Нигерии опаснее, чем даже его сомалийский аналог.

В отличие от пиратов в Сомали, нигерийских разбойников интересуют не только танкеры, но и пассажирские суда. Действуют пираты крайне жестоко, не останавливаясь ни перед насилием, ни перед убийствами. Правда, в схватки с армией и полицией они стараются не вступать, укрываясь в многочисленных мелких заливах дельты р. Нигер. При этом, что примечательно, многие нигерийские пираты, помимо банального грабежа, декларируют еще и политические цели, объявляя себя «защитниками и освободителями угнетенного народа».

***

Еще одной проблемой современной Нигерии являются межнациональные и межконфессиональные противоречия. Дело в том, что в силу особенностей конфессионального состава населения страны (мусульмане составляют – более 50%; христиане – более 48%) обычно на посту главы Нигерии чередовались представители различных этнических групп – христианских и мусульманских. Однако действующий президент страны Джонатан Гудлак, христианин-йоруба, сменивший внезапно умершего Умару Яр-Адуа, мусульманина-хауса, не устроил значительное количество нигерийцев.

Именно это недовольство, во многом и толкает некоторых жителей Нигерии в объятия радикалов из «Боко харам». Недовольные властью и своим положением люди вступают и содействуют деятельности экстремистов, хотя в их лозунги многие вовсе и не верят. Не останавливает людей даже то, что Нигерия уже пережила в своей истории трагедию этнического противостояния – гражданскую «войну за Биафру». Этот военный конфликт, длившийся с 1967 по 1970 гг., стал одним из самых длительных и крупнейших противостояний 60-х годов на всем африканском континенте. А наряду с боевыми действиями во Вьетнаме, «война за Биафру» считается и самым кровопролитным конфликтом 1960-х гг. – в ходе него погибло от 1 до 3 миллионов (!) человек.

***

Итак, сегодняшнее положение одного из крупнейших африканских государств остается крайне сложным и взрывоопасным. Даже несмотря на некоторые последние военные и дипломатические успехи ее властей. Не устраненные проблемы пиратства и межэтнических противоречий также угрожают безопасности и стабильности Нигерии и требуют своего скорейшего разрешения, причем, как военным путем, так и посредством политических усилий.

Страна действительно может превратиться в самое настоящее «царство хаоса», где варварство и жестокость будут считаться обыденными вещами. Управляет ли кто-нибудь этим процессом? Скорее всего, и да, и нет. Ведь если даже хаос и был «запущен» на территорию Нигерии, то сейчас он, по сути, распространяется как «вирус лихорадки Эбола», убивший столько людей там же, в Западной Африке. И вот что интересно – для борьбы с Эболой в государствах-очагах лихорадки одна из мировых держав уже создала специальные военные центры, хотя в свое время проигнорировала предупреждения врачей об опасности этой смертельной болезни. В Нигерии же местные власти пытаются не допустить окутать себя путами такого военного «сотрудничества».

Однако за океаном имеются не только «лауреаты Нобелевской премии мира», но и «ястребы», которые порой совсем не скрывают своих истинных намерений и устремлений. Так, когда международная реакция на похищение школьниц достигла своего апогея, известный сенатор Джон Маккейн заявил буквально следующее: «Если бы стало известно, где похитители держат школьниц, я бы ни минуты не колебался и направил туда американских солдат, даже не спрашивая разрешения у нигерийского правительства». Как говорится: «No comments». Нечто подобное предложил и бывший премьер-министр Великобритании Гордон Браун, до сих пор уверенный в том, что вторжение в Ирак, осуществленное в 2003 г., было «правильным».

И все же, хочется надеяться, что помощь Африканского союза и понимание международным сообществом существующих в регионе проблем, а также желание африканских политических элит сплотиться против террора – все это дает возможность смотреть на будущее Нигерии с некоторым оптимизмом. Пусть с небольшим, но все же – оптимизмом.

Антон Евстратов, политолог

Muslim Politic

Comments are closed.