Захват арабской нефти Соединенными Штатами: как это было (часть первая)

Опубликовано: 12.05.2015

29

Если бы кто-то сказал, что США хотят захватить нефтяные месторождения Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Бахрейна, Катара или Кувейта, то западные СМИ, несомненно, возмутились бы такими предположениями. И любые теории относительно такого сценария, скорее всего, были бы названы «конспирологическими», из разряда «теорий заговора». И это, несмотря на то, что нечто похожее, в свое время, произошло с индейцами, у которых не просто отобрали все их земли и ресурсы, но и, по сути, выгнали со своих земель, поселив их при этом в специальных резервациях.

И всё же, напишут «независимые» журналисты, это дела давно минувших дней: с тех пор времена изменились. Времена действительно изменились, но только не для тех, кто любит поживиться за чужой счет. И вариант захвата сырьевых ресурсов Аравийского полуострова серьезно рассматривался в докладе, подготовленном не где-нибудь, а в самом Гарвардском университете, и назывался он ни много, ни мало: «Господство над мировой нефтью». Помешало же претворению этого плана в жизнь только то, что в существовавшем тогда двухполярном мире США просто не решились начать захватывать столь ценные и необходимые сырьевые ресурсы в открытую. Вместо этого в Вашингтоне разработали другой план – осуществить захват арабской нефти постепенно, шаг за шагом…

***

Как известно, в 1971 году была отменена привязка доллара к золоту, и Белый дом, практически, объявил о создании новой мировой финансовой системы. Не многие знают, но в этой новой системе доллар, фактически, был привязан именно к нефти. И чтобы лучше контролировать эту привязку, американцам необходимо было осуществлять контроль и над самими ресурсами.

Но каким образом этого можно было добиться? По словам Дж. Эйкинса, бывшего посла США в Саудовской Аравии, вопрос прямого захвата нефтяных месторождений в арабо-мусульманском мире обсуждался на самом серьезном уровне. Одним из его лоббистов был такой небезызвестный и до сих пор влиятельный политик как Г. Киссинджер (экс-глава Госдепартамента и бывший советник по национальной безопасности США). Киссинджер ознакомил Эйкинса с планом захвата нефтяных месторождений Ближнего Востока и спросил его мнение о статье в одном из журналов, вышедшей под ником «Неизвестный солдат». Автор статьи предлагал США «оккупировать арабские нефтяные месторождения от Кувейта до Дубая и завести для работы на этих месторождениях сотрудников и рабочих из Техаса и Оклахомы». Местных жителей при этом предлагалось «выгнать в Неджд (центральную пустынную провинцию Саудовской Аравии), чтобы полностью очистить нефтеносные регионы от арабов». Когда Эйкинс обсудил этот план с сотрудниками компании Aramco, они, с одной стороны, испугались, но с другой стороны, по наивности своей восприняли это как некую «злую шутку».

***

В течение нескольких лет, особенно в 1973 году, высшие круги Вашингтона были заняты подготовкой планов войны, которая помогла бы им осуществить оккупацию нефтяных месторождений Ближнего Востока. И хотя впоследствии от этой стратегии пришлось отказаться, от планов захвата арабской нефти США вовсе не отказались.

Просто после тщательного изучения «силового» варианта, американцы пришли к выводу, что в то время когда мир разделен на два лагеря, обладающих ядерным оружием, прямая оккупация может привести к трудно предсказуемым последствиям. В связи с этим, было решено захватывать арабскую нефть поэтапно.

Эти этапы были условно поделены на несколько периодов:

  • Всеобъемлющая подготовка (проходила в 70-е годы).
  • Начало строительства под разными предлогами военной инфраструктуры, включавшей в себя аэропорты и морские порты, целью которых было усиление политического и экономического господства и подготовка региона к принятию американских солдат, снаряжения и авианосцев в водах Персидского залива (80-е годы).
  • Прямое военное присутствие в районе нефтяных месторождений (фактически, произошло в 90-е годы).
  • Непосредственная оккупация некоторых государств, и военное присутствие во всех арабских странах, обладающих нефтью под самыми различными предлогами, главным из которых является предлог «борьбы с терроризмом» (начало XXI века).

***

Одним из знаковых и примечательных событий, которое многое объясняет в политике США на Ближнем Востоке, стала состоявшаяся в 1973 году в Швеции встреча в рамках Бильдербергского клуба. На ней было решено склонить чашу весов в пользу доллара и англо-американских финансовых кругов. И чтобы достичь этого, было выбрано следующее оружие – контроль над мировыми потоками нефти. При этом политика Бильдерберга заключалась «в создании условий для глобального нефтяного эмбарго, что привело бы к резкому взлету мировых цен на нефть».

Дело в том, что, начиная с 1945 года, мировая торговля нефтью, в основном, велась в долларах, так как на послевоенном рынке доминировали американские нефтяные компании. Резкое повышение мировой цены на нефть, таким образом, означало в той же степени стремительное увеличение спроса и на доллары США, необходимые для оплаты этой нефти.

На заседании Бильдербергского клуба было заслушано выступление представителей американской стороны, в котором те изложили «сценарий» неизбежного пятикратного увеличения нефтяных доходов ОПЕК. Но целью заседания было не предотвращение ожидаемого повышения цен на «черное золото», а, наоборот, планирование управления ожидаемым притоком нефтяных долларов – планирование процесса «вторичной переработки нефтедолларов» (как назвал этот процесс Киссинджер). Все это было для Белого дома необходимым еще и потому, что доллар не просто не рос, но и существенно падал. Так, в феврале-марте 1973 года стоимость доллара США по отношению к немецкой марке упала на 40%.

В итоге, Вашингтон вместе с Лондоном срежиссировали план с эффективным использованием тайных дипломатических каналов, созданных тем же Киссинджером. Этим планом стала арабо-израильская война 1973 года, которая известна под названием «Война Судного дня».

Что примечательно, Киссинджер контактировал как с израильской, так и с египетской и сирийской сторонами. Его метод заключался «в передаче каждой из сторон неверных критических сведений о другой с тем, чтобы гарантировать войну и последующее арабское нефтяное эмбарго». И этот план сработал: 16 октября 1973 года в Вене на заседании Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) было принято решение поднять нефтяные цены. Но самое главное, арабские страны объявили эмбарго на продажу тем странам, которые поддержали Израиль. Так начался первый мировой «нефтяной шок».

Конечно, с одной стороны, с помощью эмбарго арабские государства остановили войну и получили определенную пользу. Но другая, мало кому известная сторона данного события заключалась в том, что эти действия оказались вписанными в американский сценарий.

***

Следующим шагом со стороны Вашингтона стало разработанное Министерством финансов США секретное соглашение с Валютным агентством Саудовской Аравии. По условиям этого договора, огромные саудовские сверхдоходы от продажи нефти должны были быть инвестированы в значительной степени в погашение долгов правительства США. В КСА был отправлен специалист по инвестиционной политике Малфорд. Он должен был стать главным «советником по инвестициям» в Центральном банке Саудовской Аравии, чтобы направлять саудовские нефтедолларовые инвестиции в «правильные» банки, которые, естественно, находились в США и Великобритании.

Таким образом, основная масса долларовых доходов ОПЕК была размещена в ведущих банках Нью-Йорка и Лондона, которые проводили свои расчеты в долларах, как и вся международная нефтеторговля. Chase Manhattan Bank, Citigroup, Bank of America, Barclays, Lloyds и другие транснациональные банки – все они наслаждались неожиданными прибылями от «нефтяного шока».

В 1974 году более 70% дополнительных прибылей ОПЕК были вложены за рубежом в акции, облигации, недвижимость и другие активы. Из этой огромной суммы в размере 57 млрд. долларов не менее 60% пошли напрямую в финансовые учреждения США и Великобритании. Таким образом, Вашингтон, по сути, использовал арабскую нефть для развития своей экономики.

Еще одним важным шагом стало принятое странами ОПЕК исключительное решение о приеме в качестве платы за свою нефть только американских долларов. Посредством этого США в еще большей степени закрепили замену старого «стандарта золотого обмена» на свой собственный «нефтедолларовый стандарт». И сделано это было, конечно же, не ради арабских государств, а ради своих геополитических интересов.

Продолжение в части №2

Али Алиев, эксперт портала

Muslim Politic

Tags: ,

Comments are closed.