Захват арабской нефти Соединенными Штатами: как это было (часть вторая)

Опубликовано: 18.05.2015

26

Продолжая упомянутые ранее шаги по захвату арабской нефти, власти США приступили к новому этапу – созданию специального военного командования. Оно стало известно под названием US CENTCOM (Центральное командование США) и было ответственно за Ближний Восток и Северную Африку. Цель же создания такого рода военной структуры заключалась в достижении более плотного контроля над арабской нефтью.

Силы быстрого реагирования были размещены во Флориде. Эти силы были созданы, натренированы для ведения войны в условиях пустыни и собраны таким образом, чтобы при возникновении любой «угрозы американским интересам» их можно было быстро забросить в район Персидского залива.

Также военное командование занялось разработкой плана поэтапного (в соответствии с политикой Г. Киссинджера) процесса создания военных баз. Это привело к заметному усилению США в водах Персидского залива. И что поразительно, финансирование американских баз велось на нефтедоллары самих же арабских стран!

***

Одним из значимых исторических моментов в оккупации арабской нефти стала ирано- иракская война. В 1980 году президент США Дж. Картер принял доктрину, известную как «Доктрина Картера». В соответствии с ней, район Персидского залива был объявлен «зоной жизненно важных интересов США», и любая попытка какой либо внешней силы захватить этот регион рассматривалась как «посягательство на жизненно важные интересы США, против чего могли быть приняты все необходимые меры».

После исламской революции в Иране, приведшей к свержению шаха – ближайшего союзника американцев, Вашингтон начал подстрекать к войне против Тегерана его ближайших соседей: причем, с одной стороны, влияние оказывалось на иракский режим Саддама, с другой стороны – на аравийских союзников американцев.

Сами Соединенные Штаты официально заняли в этой войне позицию «нейтралитета». При этом действовал Вашингтон по принципу Киссинджера, который заявил, что «в войнах бывают победившие и проигравшие, а в ирано-иракской войне проиграть должны обе стороны».

Как выяснилось впоследствии, Ирак американцы снабжали разведданными, а Иран – оружием. Этот скандал стал известен как «Иран-контрас», и только в 1994 году был опубликован отчет с окончательными итогами расследования по этому делу.

После завершения войны, которая не принесла победу ни одной из сторон, экономика обоих государств была практически разрушена. А у Багдада и вовсе появился долг в 100 млрд. долларов. При этом за время войны, в Заливе усилилось присутствие американского флота: под предлогом сопровождения нефтяных танкеров в район было направлено 24 военных корабля и 16.000 военнослужащих. Таким образом, у США, которые, фактически, стали единственной военной силой в регионе, появились предпосылки для закрепления своего присутствия на Аравийском полуострове.

***

Следующим этапом захвата арабской нефти стала война Ирака против Кувейта. Ситуация между двумя соседями обострилась после того, как Саддам, чувствуя себя обманутым, заявил, что страны Залива должны помочь ему восстановить экономику страны и попросил кредит у Кувейта в 10 млрд. долларов.

После отказа, иракские вооруженные силы стали приближаться к кувейтским границам, причем происходило это на глазах у мирового сообщества, которое будто бы не «замечало» все эти приготовления. Более того, известно, что Саддам был введен в заблуждение послом США в Багдаде Э. Глэспи, которая заявила, что «внутриарабские конфликты США не интересуют». И когда один из ответственных лиц Конгресса спросил ее, какой будет ответ Белого дома, если Кувейт будет оккупирован, глава американской дипломатической миссии ответила, что у них «нет оборонного соглашения, чтобы защищать Кувейт». Хотя это и было правдой, но это была, своего рода, полуправда. По сути, Саддам попал в ловушку, которую устроил ему Вашингтон, из чьей петли его вытащили через 13 лет. Ведь он уже сделал свое дело и был больше не нужен.

При этом следует отметить, что и роль Кувейта в этот период тоже была неоднозначной. К примеру, это государство наводнило рынки своей нефтью, что явным образом нарушало согласованные странами ОПЕК объемы добычи нефти, принятые для стабилизации мировых нефтяных цен после падения в 1986-87 гг. Действуя таким образом, Кувейту к лету 1990 года удалось снизить цены на нефть с неустойчивого уровня около 19 долларов за баррель до 13 долларов. Неоднократные дипломатические усилия Ирака и других стран ОПЕК убедить главу Кувейта, ас-Сабаха, а также министра нефтяной промышленности этой страны прекратить преднамеренное экономическое давление на Ирак и других, попавших под экономический пресс, стран ОПЕК так ни к чему и не привели. К июлю того же года эксперты предсказывали скорое повторение 1986 года с уровнем цен ниже 10 долларов за баррель. В итоге, Багдад был не в состоянии обслуживать свои старые долги и финансировать необходимый импорт продовольствия. Тогда Саддам и захотел решить свои проблемы с помощью тех, кто в его глазах был главным виновником происходящего. Однако он так и не понял истинной сути всей комбинации, задуманной еще в 1940-50-е гг.

После начала в 1991 году второй войны в Заливе, президент США Дж. Буш-старший заявил буквально следующее: «Под эгидой Организации Объединенных Наций, которая исполняет предусмотренную своими создателями роль, из этих неспокойных времен рождается Новый мировой порядок. Это уникальный и исключительный момент. Этот, столь серьезный кризис в Персидском заливе дает нам редкую возможность открыть исторический период сотрудничества. Сегодня Новый мировой порядок борется за свое рождение. Это будет мир, совершенно отличный от того, который мы знали».

Фактически, во время операции «Буря в пустыне» у США были, что называется, «развязаны руки», и они получили полный карт-бланш на размещение своих войск в странах Персидского залива, в том числе и в Саудовской Аравии. Таким образом, вторая война в Заливе выполнила ту роль, которую ей изначально готовили ее западные разработчики.

После развала же Советского Союза США и вовсе стали «единственной супердержавой», которая действительно начала строить «Новый мировой порядок», о чем открыто объявил Буш-старший…

***

Подводя небольшой итог данному исследованию, нельзя не отметить, что арабская нефть, которая должна была стать для арабо-мусульманского мира вспомогательным элементом в деле своего независимого развития, по сути, стала причиной притяжения внимания США. И Вашингтон сумел извлечь из этого огромную для себя пользу, по сути, сделав арабское «черное золото» одним из важных источников своего благосостояния и доминирования.

При этом сами страны-производители нефти стали ареной претворения в жизнь тех замыслов и сценариев, которые были разработаны в недрах мировых транснациональных корпораций и подчиняющихся им правительств. Все это стало причиной многочисленных, то и дело возникающих новых конфликтов по всему миру, которые можно урегулировать, только исключив из них тех, кто сам их и разрабатывает.

Али Алиев, эксперт портала

Muslim Politic

Comments are closed.