Американский флот в Израиле: китайцы на подходе

Опубликовано: 27.09.2018

Шестой флот США, дислоцирующийся в Средиземном море, может отказаться от использования главного израильского порта – Хайфы. Об этом заявил экс-помощник главы Пентагона и бывший сотрудник Главного штаба американских ВМС Сет Кропси.

Причиной этого является выданное Пекину разрешение отстроить и взять под управление новый портовый терминал в Хайфе. Как заявил Кропси, «нет сомнений в том, что предлагаемая договоренность имеет существенные геополитические последствия. Если так пойдет и дальше, то Китай получит важную позицию для прослушивания и наблюдения в порту Хайфа, являющемся основной базой ВМС Израиля, в том числе его подводного флота». Бывший сотрудник американского оборонного ведомства, работавший в администрации Рональда Рейгана и Джорджа Буша-старшего, пояснил, что китайская сторона может приобрести возможности по слежению за важными израильскими коммуникациями. Таким образом, каждое судно, которое заходит в порт или выходит из него, будет «под колпаком».

По мнению Кропси, «в будущем китайские позиции в порту Хайфы смогут задавать тон возможным решениям Соединенных Штатов, которые касаются взаимодействия с ВМС Израиля, в том числе по визиту кораблей американского флота в Хайфу и по увеличению сотрудничества между двумя странами».

Примечательно, что в глобальном плане экс-помощник главы Пентагона в возможной аренде китайской стороной стратегического порта в Хайфе опасности для отношений между Вашингтоном и Тель-Авивом не видит. Но, как отмечает Кропси, последний «сильно зависит от морских путей в торговле, в энергетике, в сфере безопасности, да и просто стратегически. Израиль и США разделяют общий интерес к международному порядку, состояние которого в Восточном Средиземноморье в значительной степени зависит от стран, которые признают и уважают этот порядок. Однако Китай, по его мнению, этого не делает».

***

Тем временем, в Израиле гадают, кто именно принял решение допустить до важного порта главного стратегического противника Америки. Контракт на строительство в Хайфе и на ее последующую аренду сроком на 25 лет получила Шанхайская международная портовая группа, планирующая завершить основные работы в 2021 году.

Разрешение на строительство дали еще несколько лет назад – из-за проблем с трафиком и участившихся забастовок местных работников. Предполагалось, что новые объекты, которые с самого начала планировали отдать в руки частного сектора, разгрузят старый порт, а пришедшие из-за рубежа предприятия нарушат монополию государственной портовой компании.

Решение по поводу сделки принималось без учета мнения израильского оборонного ведомства или Совета по национальной безопасности. Они были просто выведены за скобки переговоров. Сейчас в Израиле раздаются призывы сделать сделку с китайцами предметом расследования.

Израильтяне опасаются, что выход Китая к Средиземному морю вобьет клин в отношения Тель-Авива и Вашингтона. Впрочем, сдачи в аренду Хайфы китайским компаниям в Израиле опасаются и по другим причинам. В частности, из-за крепких отношений между КНР и Ираном. В качестве аргумента принято приводить отсутствие со стороны Пекина существенной критики по поводу иранской политики в Сирии, а также экономические отношения между Поднебесной и Исламской Республикой.

В целом, средиземноморские порты могут послужить для Китая неплохой перевалочной базой в рамках инициативы проекта «Один пояс – один путь», которая рассчитана на создание глобальной транспортной и инвестиционной инфраструктуры. Не случайно китайская сторона участвовала в тендере на строительство еще одного терминала, но уже в порту Ашдода. На этот проект Пекину также дали разрешение. В израильской экспертной среде полагают, что согласие на участие китайских компаний в строительстве и обеспечении всем необходимым портов свидетельствует о стремлении части политического истеблишмента в Израиле диверсифицировать свою стратегическую зависимость от США.

***

Такая диверсификация может оказаться для Тель-Авива важной в силу того, что американские власти со все большей очевидностью уходят в политику «изоляционизма». Последние заявления Дональда Трампа о том, что Вашингтон «отвергает идеологию глобализма», рассматриваются в экспертной среде явным сигналом к действию. И действия не заставляют себя ждать: в эти же дни Пентагон объявил о выводе с Ближнего Востока нескольких зенитно-ракетных комплексов Patriot, которые, по сути, служили «щитом» для стран их дислокации.

С другой стороны, в ближайшее время от США ждут очередной большой волны антикитайских заявлений. Белый дом намеревается обнародовать новую информацию о «враждебных действиях Китая» против государственного и частного секторов Америки и принять в связи с этим ограничительные меры. Не исключено, что Вашингтон обвинит Поднебесную в «злонамеренных действиях» в IT-сфере, во вмешательстве в электоральный процесс и в краже объектов интеллектуальной собственности.

В свою очередь, заместитель министра промышленности и информатизации КНР Ло Вэнь 25 сентября заявил, что «США нарушили международные торгово-экономические нормы, разорвав последовательность во всемирной отраслевой цепочке поставок. Они снизили эффективность развития глобальной экономики. Американская сторона нанесла удар по всеобщему регулярному распределению товарных потоков». В таких условиях Пекин намерен ускорить процесс реформ, привлечь на внутренний рынок еще большее число иностранных предприятий. При этом, по словам дипломата, «кроме Китая к ответным мерам в отношении США прибегли и другие их ключевые партнеры – ЕС, Канада и Мексика, и нужно признать, что на этом фоне глобальные торговые риски явно возрастают».

***

Таким образом, с учетом того, что Соединенные Штаты планируют развернуть кампанию против КНР «в масштабах всей администрации», попытка Пекина продвигать свои интересы за счет союзников США на Ближнем Востоке, в том числе и Израиля, выглядит вполне обоснованной.

Но какой в итоге курс возьмут израильские власти, едва ли кто сейчас сможет ответить со сто процентной уверенностью. Однако сам факт того, что возможность вытеснения американцев из Израиля китайцами, уже является предметом обсуждения, свидетельствует о начале серьезных геополитических изменений, причем не только на Ближнем Востоке, но, пожалуй, и во всей глобальной системе.

Muslim Politic по материалам НГ

Comments are closed.