Ближний Восток может превратиться в непригодное для проживания место и виной тому станут не только военные конфликты и внутриполитические кризисы, но и неспособность противостоять климатическим изменениям, нарастающим по всему миру с геометрической прогрессией…
Этим летом, отмечает издание, некоторые ближневосточные страны «превратились в нечто похожее на пороховые бочки, готовые к воспламенению. Из-за высоких температур и сильной засухи в регионе загорелись леса, а атмосфера в городах стала невыносимо удушающей».
Так, в Кувейте в июне была зафиксирована температура на уровне 53,2 градуса по Цельсию, а в Омане, ОАЭ и Саудовской Аравии температура поднималась выше 50 градусов. Июльская температура в Ираке достигла 51,5° С, а в Иране приблизилась к 51 градусу.
Хуже всего то, что эта волна – только начало. Текущие темпы потепления на Ближнем Востоке вдвое превышают среднемировые, а к 2050 году в этом регионе будет на 4 градуса жарче, чем предел, установленный учеными для спасения планеты, который составляет 1,5 градуса.
***
Согласно немецкому институту Макса Планка, до конца этого века многие города на Ближнем Востоке могут стать «непригодными для проживания», тем более, что регион, раздираемый войнами и конфликтами, оптимально не подготовлен к климатическим проблемам.
Джос Лиллифельд, эксперт по климату Ближнего Востока и Средиземноморья, отмечает, что ближневосточный регион обогнал Европейский Союз по выбросам парниковых газов: «Во многих городах Ближнего Востока температура резко поднялась выше 50 градуса по Цельсию. Если ничего не изменится, в будущем города могут подвергнуться воздействию температур около 60° С. И это будет крайне опасно для тех, у кого отсутствует возможность доступа к кондиционерам».
***
В некоторых государствах, таких как Иран, Ирак, Ливан, Сирия и Йемен, кондиционеры стали роскошью даже для относительно богатых. Эти страны обременены войнами, западными санкциями и правящими элитами, и они стали свидетелями массовых народных протестов.
К примеру, в Ираке люди уже выходят на улицы из-за энергетических проблем, усугубленных изменением климатических условий. Богатая нефтью Басра на юге Ирака переживает самые продолжительные отключения электроэнергии, из-за чего город стал одним из центров народных демонстраций. При этом те, кто пытается еще больше раскачать лодку, начинают бить по этим больным точкам, взрывая электростанции и лишая тем самым людей доступа к электричеству, а, значит, и к кондиционерам. И все это происходит на фоне политической нестабильности.
Похожий сценарий происходит и в Ливане, где население сталкивается с множеством кризисов и все больше разочаровывается неспособностью политической элиты решать насущные проблемы. 12 августа Центральный банк еще больше усугубил ситуацию, отменив субсидии на топливо. В итоге, в стране во многих районах погас свет, и даже тем, кто жил в богатых кварталах, приходилось мириться с удушающей температурой без кондиционеров.
В Иране, еще в 2005 году в пустыне Деште-Лут был зафиксирован абсолютный максимум температуры на Земле (+70,7° С), и ее средние показатели продолжают увеличиваться. Это приводит к целому ряду проблем, в том числе и связанных с водным вопросом. В результате, в расположенной на юго-западе страны провинции Хузестан протестующие уже перекрывали дороги и сжигали шины в знак протеста против нехватки воды.
В Сирии засуха в период с 2006 по 2011 год углубила социально-экономический разрыв между сельскими и городскими районами, и именно этот фактор, по мнению целого ряда экспертов, стал одной из причин начала сирийского конфликта. Безусловно, что были и другие причины, однако засуха, приведшая к неурожаю и, как следствие, подорожанию муки, несомненно, подстегнула недовольство и вывела часть людей на улицы.
В Йемене затяжная война, похоже, усугубила водный кризис, поскольку источники подземных вод в стране быстро иссякают, и местные жители в массовом порядке начинают испытывать жажду. Годовой объем водоснабжения на душу населения составляет всего лишь 120 кубических метров, по сравнению со среднемировым показателем в 7.500 кубических метров на душу населения.
***
Йохан Шар, исследователь изменения климата из Стокгольмского международного института исследования проблем мира, утверждает, что региональное сотрудничество могло бы смягчить водный кризис и сократить выбросы углерода в регионе.
По его словам, «наиболее важным с точки зрения регионального сотрудничества является соглашение об использовании и управлении общими водными ресурсами, будь то реки или грунтовые воды, которые станут более дефицитными и изменчивыми из-за экстремальных погодных явлений».
Однако, вместо того, чтобы сотрудничать в использовании общих ресурсов, регион все больше погружается в самые различные конфликты. В этом контексте Шар отмечает: «Конфликты, нестабильность и санкции влияют на ресурсы и устойчивость этих стран. Конфликты приводят к перемещению населения и бедности, делая людей более уязвимыми от последствий изменения климата. Нестабильность также сокращает ресурсы и сужает политическое пространство для долгосрочного планирования и инвестиций в целях адаптации к изменению климата».
***
Параллели между изменением климата и «Арабской весной» остаются предметом горячих споров. Однако, очевидно, что существует четкая связь между неэффективным управлением окружающей средой, урбанизацией и беспорядками в общинах, в которых дорожает мука или отсутствует вода, кондиционеры и другие удобства.
Думать о том, что произойдет в регионе при продолжении изменения климата, действительно страшно. Ожидается, что, если стандарты руководства и управления останутся такими же, как сейчас, жизненный кризис усугубится еще больше.
Как отмечают в этом контексте аналитики: «Изменение климата и, как следствие, увеличение числа экстремальных погодных явлений, углубляют проблемы, создаваемые региональными конфликтами. И это представляет собой дополнительный фактор, подталкивающий к миграции все большее и большее число людей».
Но более благополучные и подготовленные регионы не смогут и не захотят бесконечно принимать все новых и новых переселенцев, и задуматься над этим ближневосточным государствам следует уже сейчас, пока еще не стало слишком поздно…
По материалам Foreign Police