Переворот в Тунисе: возможные сценарии развития ситуации

Опубликовано: 26.07.2021

Тунис оказался перед самым большим испытанием со времен революции 2011 года, пишут западные СМИ. Это случилось после того, как 25 июля президент Кайс Сайед уволил правительство и приостановил работу парламента, что привело к конфронтации между его сторонниками и противниками.

Президент принял на себя чрезвычайные полномочия в соответствии с 80-й статьей конституции, чтобы отправить в отставку премьера, приостановить работу парламента на 30 дней, снять иммунитет с депутатов и назначить себя генеральным прокурором. Решение было принято на фоне протестов в ряде тунисских городов против тяжелой экономической ситуации, которые обострились из-за коронавирусной инфекции.

26 июля президент принял указ об освобождении от занимаемых должностей премьер-министра Хишама аль-Машиши, министра обороны Ибрагима аль-Бартажи и исполняющего обязанности министра юстиции Хасны бен Сулеймана.

Армия встала на сторону президента, окружив парламент и резиденцию правительства, и основные партии, включая «ихванов» из “Аn-Nahda”, назвали этот шаг переворотом, заявив, что 80-я статья конституции не позволяет принимать подобные решения.

Статья 80 гласит, что «президент в состоянии неминуемой опасности, угрожающей целостности страны, безопасности и независимости, когда невозможно нормальное функционирование государства, принимает чрезвычайные меры». При этом парламент должен продолжать работу, и президенту не позволяется прекращать деятельность правительства.

СМИ приводят ряд возможных сценариев, по которому может теперь развиваться ситуация в Тунисе:

  • Возрастание уличного насилия и столкновений – сторонники президента и «ихваны» могут перейти к насилию в отношении друг друга, что может вызвать беспорядки и подтолкнуть армию к полному захвату власти;
  • Президент назначит нового премьер-министра, чтобы справиться с резким ростом числа случаев COVID-19 и надвигающимся финансовым кризисом и, как следствие, полномочия парламента будут восстановлены после истечения 30-дневной приостановки, вслед за чем могут последовать досрочные парламентские выборы.
  • Президент может укрепить свою власть над всеми органами власти, в том числе и над службами безопасности, а также отложить или отменить восстановление конституционного порядка и подавить свободу слова и собраний, по сути, вернувшись к ситуации до 2011 года.
  • Президент может использовать кризис для продвижения того, что он называет «предпочтительным конституционным урегулированием» – преобразования парламентской системы в президентскую, основанную на выборах, но с уменьшенной ролью парламента. За этими изменениями может последовать референдум по конституции и новые выборы.
  • Власти могут пойти на диалог с оппозицией, причем с участием других игроков, таких как профсоюзы, которые пользуются среди тунисцев большим успехом и влиянием.

Comments are closed.