Обзор Леванта: реакция на украинский кризис; пересмотр неоосманского проекта Эрдоганом; предупреждение Израилю от «Хизбулла» (январь-февраль 2022)

Опубликовано: 01.03.2022

Главным событием для всего мира, безусловно, стал украинский конфликт. И арабо-мусульманский мир оказался к нему совершенно не готов. Большинство стран просто «зависли», не зная, как на все это реагировать. В итоге, Лига арабских государств официально объявила о своем нейтралитете.

Лишь отдельные страны, прежде всего Сирия, четко сформулировали свою позицию. В свою очередь, Иран обвинил в провоцировании кризиса НАТО, а Пакистан, направив в РФ своего премьера, по сути, косвенно поддержал Кремль. Интересной выглядит позиция ОАЭ, которые, наряду с Китаем и Индией, воздержались при голосовании в Совбезе ООН.

И даже Турция, будучи членом НАТО, заняла довольно двусмысленную позицию. С одной стороны, Анкара заявила о «нарушении Москвой международного права», но, с другой стороны, отметила, что «не может отказаться от отношений с Россией, т.к. сейчас у них продвинутые отношения». Не спешили отвечать турецкие власти и на призыв Киева перекрыть проливы Босфор и Дарданеллы. Лишь через некоторое время было объявлено о соблюдении Конвенции Монтрё, причем как для РФ, так и для Украины. При этом Турция, как и Египет, не собирается закрывать свои границы для российских туристов…

Турция

Лидеры 6 оппозиционных движений (НРП, «Хорошей партии», «Партии счастья», «Партии будущего», «Демократической партии» и «Партии демократии и прогресса») провели встречу, чтобы «выработать стратегию управления государством в случае возможного свержения Р. Эрдогана». Оппозиционеры заявили, что их целью является «возвращение парламентской системы и установление сильной демократической модели с разделением властей». (Интересно, что на встрече не присутствовала прокурдская ДПН, пользующаяся наибольшей популярностью на юго-востоке страны).

Предвыборный расклад крайне важен для Эрдогана, который уже заявил, что запланированные на 2023 г. выборы «станут поворотным моментом в истории страны». Однако по последним опросам, правящая партия (ПСР) и «националисты» (ПНД) вместе набирают лишь 38.7%, тогда как «кемалисты» (НРП) и «умеренные националисты» («Хорошая партия») – до 39.5%. При этом мэры Анкары и Стамбула, как и лидер «Хорошей партии», имеют большую популярность по сравнению с главой НРП. Это может привести к тому, что кандидатом в президенты от оппозиции станет не представитель «кемалистов».

Кстати, лидеры оппозиции, в отличие от правящей партии, имеют иное мнение по вопросу отношений с РФ. Так, глава НРП заявил, что не видит причин для покупки российских С-400, т.к. это вызвало раскол с США. Лидер «Хорошей партии» считает, что нужно «избавиться от установленной с Россией асимметричной модели отношений, избавиться от С-400 и немедленно национализировать атомную электростанцию “Аккую”».

Тем временем Эрдоган совершил сразу несколько визитов: в Конго, Сенегал, Албанию. Последнюю Анкара, по всей видимости, рассматривает в качестве основного союзника на Балканах: с Тираной подписано соглашение о поставке турецких дронов на €8 млн. В то же время, турецкий президент принял у себя в столице и президента Сербии А. Вучича. Но главным все же, пожалуй, можно считать визит Эрдогана в ОАЭ, в рамках которого стороны подписали 13 соглашений в сфере инвестиций, обороны, транспорта, здравоохранения и сельского хозяйства.

Примечательным стало и назначение спецпредставителя в диалоге с Арменией, которая готова нормализовать отношения даже «без признания геноцида армян». Стороны уже провели первые переговоры, причем не где-нибудь, а в Москве, что свидетельствует о заинтересованности Кремля в этом процессе. Возможно, что такое же отношение у российских властей и к вопросу турецкого-катарского управления международным аэропортом Кабула. По крайней мере, никакой негативной реакции на это со стороны РФ не наблюдалось.

Турецкие СМИ утверждают, что Анкара «начала новую эру во внешней политике». При этом данный шаг может быть вызван убеждением Эрдогана в том, что «его проект по восстановлению Османского государства потерпел неудачу, в связи с чем он решил открыться для тех стран, которые воюют с “политическим исламом” – Египтом, ОАЭ, КСА и Израилем».

С последним процесс сближения действительно идет полным ходом: президент И. Герцог должен посетить Турцию уже в марте. Перед этим активное сотрудничество возобновили разведслужбы двух стран – MIT и «Моссад». При этом одним из условий Тель-Авива является прекращение поддержки ХАМАС, и представители военного крыла движения уже начали покидать Турцию.

В целом эксперты комментируют сложившуюся ситуацию следующим образом: «Если раньше “политический ислам” являлся одним из козырей Эрдогана и его партии, то сейчас он с нарастающей силой открывается врагам “ихванов”. И одной из главных причин создания Турцией новых политических союзов является экономический кризис, приведший к падению популярности правящей партии и лично самого Эрдогана».

Сирия

Сирийская республика в последнее время стала объектом пристального внимания со стороны своих соседей, которые никак не могут решить вопрос возвращения Дамаска в Лигу арабских государств. Против этого выступают Катар, КСА и глава ЛАГ, заявивший, что САР пока не выполнила необходимые требования. За возвращение – Египет, ОАЭ, Оман, Алжир и др. Особую активность проявляют ОАЭ, пытающиеся убедить США в том, что возвращение Сирии станет отправной точкой для контроля отношений Дамаска с Тегераном (при этом сам Абу-Даби тоже хочет наладить отношения с иранцами).

Однако координатор СНБ США по Ближ. Востоку и Сев. Африке Б. Макгерк заявил, что они не пойдут на нормализацию отношений с Сирией, пока ее президентом остается Б. Асад. На этом фоне ряд сенаторов призвали Дж. Байдена восстановить лидирующую роль в сирийском кризисе и помешать возвращению Дамаска в «лоно международного сообщества», если там не будут проведены «значимые реформы».

В свою очередь, Москва пытается примирить с Сирией Саудовскую Аравию. Согласно СМИ, Россия «приложила большие усилия, но наследный принц Бин Салман пока не принял решение по этому вопросу из-за давления со стороны Вашингтона».

Тем временем New York Times пишет, что нанесенный в 2017 г. американцами удар по дамбе в Ракке мог привести к крупному наводнению: «Разрушения были бы невообразимыми. Число жертв превысило бы число сирийцев, погибших на протяжении всей войны». И это при том, что Пентагон знал о возможных последствиях.

Знали в Пентагоне, вероятно, и о возможных последствиях массового скопления пленных «игиловцев» в подконтрольной курдам тюрьме в г. Хасеке. Устроенный боевиками бунт с одновременным нападением извне привел к бегству сотен экстремистов, причем произошло это при явном попустительстве международной коалиции. Правда, затем американцы отчитались о ликвидации главаря ИГИЛ (запрещена в РФ), но куда делись сотни радикалов, убежавших в сирийскую пустыню?

Тем временем Министерство нефти Сирии оценило потери в нефтяном секторе с начала войны в $100,5 млрд. В добавление к этому до 70 тыс. баррелей в сутки похищается оккупационными силами США и их наемниками на захваченных нефтяных полях на востоке страны.

А вот турецкая армия, как пишут западные СМИ, отказалась от наземных военных операций в Сирии и Ираке в пользу стратегии «контртеррористического давления». В докладе вашингтонского Института изучения войны отмечается, что Анкара пытается все больше перейти от наземных вторжений к помощи авиации и ударных беспилотников.

Ирак

В Ираке прошло почти 5 месяцев с момента проведения парламентских выборов, но это не приблизило страну к стабильности. Депутаты со скандалом выбрали спикера – М. Халбуси – что тут же было опротестовано в суде. Выборы же президента и вовсе не состоялись: крупнейший парламентский блок «Ас-Саирун» во главе с М. Садром не пришел не заседание.

Основными претендентами на президентский пост являлись представители «Патриотического союза Курдистана» и «Демократической партии Курдистана». Последнего Федеральный верховный суд отстранил от участия в выборах из-за обвинений в коррупции. Тогда ДПК выдвинула министра внутренних дел Иракского Курдистана. На конец февраля дата выборов президента все еще не определена, а ДПК и ПСК продолжают переговоры о распределении властных полномочий.

Отсутствие президента затормозило процесс назначения премьера, по кандидатуре которого также остаются серьезные разногласия между победителями выборов («Ас-Саирун») и проигравшими, которые объединились в «Координационный совет». Садр, как победитель, хочет создать правительство парламентского большинства, КС же настаивает на коалиционном кабмине. Согласно СМИ, разногласия могут быть разрешены при посредничестве …Катара, который принял предложение Ирана выступить посредником.

Еще один конфликт – теперь уже между Багдадом и Эрбилем – возник из-за нефти. 15 февраля Верховный федеральный суд принял решение, что доходы от нефтяного экспорта должны быть переданы центру. Однако власти Иракского Курдистана заявили о своем несогласии. Курды экспортируют нефть по своему усмотрению, и Багдад считает это нарушением конституции.

Из других новостей можно отметить намерение иракцев закупить 70 танков Т-90, а также высокоточную артиллерию и ударные БПЛА дальнего радиуса действия. Одной из причин этого, вероятно, является возрастание террористической активности. В результате одной из последних атак боевиков в провинции Дияла погибли 11 иракских солдат. Советник по нацбезопасности страны К. Араджи уже выразил опасения по поводу того, что «существует заговор с целью возвращения террористов и их распространения в регионе».

Иордания

Глава МИД королевства А. Сафади заявил, что самым острым внешнеполитическим вопросом остается израильско-палестинский конфликт. Он не согласился с мнением о том, что отдельные мирные договоры между Израилем и странами региона являются альтернативой урегулированию проблемы. Несмотря на это, США намерены поставить Амману 12 истребителей F-16C Block 70, а также комплексы для превращения неуправляемых авиабомб в высокоточное оружие. И если соглашение одобрит Конгресс, данный вопрос можно будет считать решенным.

Из других «военных» новостей следует выделить начало «необъявленной войны» с наркомафией. Иорданские силовики уже провели масштабную спецоперацию по пресечению наркотрафика из Сирии, уничтожив около 30 контрабандистов.

Неприятной новостью для королевской семьи стало сообщение немецких СМИ о миллионных счетах Абдаллы II в швейцарском банке Credit Suisse, где было обнаружено ок. $244 млн. Ранее СМИ сообщили, что король купил 14 объектов недвижимости в США и Великобритании стоимостью более $106 млн. Королевская канцелярия назвала эти данные «неточными, устаревшими и преследующими цель опорочить монарха и нанести ущерб престижу страны». Скандалом воспользовалась группа оппозиционеров, призвавшая короля «раскрыть свое состояние, состояние его жены и семьи и вернуть награбленные деньги в казну».

В качестве одной из мер по борьбе с оппозиционными настроениями можно считать поправки в конституцию, предложенные королевской комиссией. Одной из самых заметных поправок является возможность назначения премьер-министра крупнейшей парламентской партией. В соответствии с другими поправками партии должны получить больше возможностей для участия в политической жизни страны.

Ливан

Глава ливанского МИД решил отметиться своим заявлением об украинском конфликте, на что представители фракции «Верность сопротивлению» возразили, указав на то, что его личная позиция не может считаться официальной. При этом парламентарии подчеркнули, что «американцы и европейцы сначала подстрекали президента Украины, а затем бросили, оставив его наедине со своей судьбой».

А вот главу ливанского Центробанка Р. Саламе заподозрили в финансовых махинациях, а именно – во взимании комиссионных за продажу государственных ценных бумаг коммерческим банкам. При этом деньги поступали на счет частной компании Forry, которой владеет брат банкира.

В стране же продолжается беспрецедентный экономический кризис, из-за чего начали массово увольняться медики. Многие частные медклиники уже закрылись, т.к. персонал уехал в Европу и в страны Залива. Бюджет Минздрава сократился с $300 млн до $20 млн. Также власти заявили о возможности закрытия своих посольств и попросили дипмиссии самим искать деньги для продолжения работы.

На этом фоне экс-премьер и лидер движения «Аль-Мустакбаль» С. Харири объявил об уходе из политики. Также движение не хочет выставлять своих кандидатов на парламентских выборах. Однако на авансцену сразу же вышел брат Саада, Баха Харири, намеревающийся участвовать в политической жизни страны. Однако эта новая фигура имеет двойное гражданство – ливанское и саудовское – и считается близким другом наследного принца КСА Бин Салмана. Эксперты полагают, что данный шаг является попыткой саудовцев заменить Саада Харири, который уже давно дискредитировал себя в глазах общественности.

Кстати, аравийские монархии выставили Бейруту свои условия для нормализации отношений. Среди них: проведение политических, экономических и финансовых реформ, необходимость уважения суверенитета стран Залива и отказ от вмешательства в свои внутренние дела. Кроме того, от ливанцев требуют дистанцирования от Тегерана, разоружения вооруженных групп, под которыми в первую очередь подразумевается «Хизбулла».

Само же движение Сопротивления запустило БПЛА собственного производства в северные районы Израиля на глубину в 60 км. В израильской армии признали, что «Железный купол» не смог уничтожить дрон, как не смог этого сделать и израильский истребитель F-15. В итоге  беспилотник вернулся в Ливан. Лидеры «Хизбулла» заявили, что они давно производят свои БПЛА и ракеты, и предупредили Тель-Авив, что «высокоточное оружие окружает Израиль с разных регионов». В дополнение к этому ливанцы объявили о ликвидации крупной израильской шпионской сети с 17 ячейками.

Палестина

Организация Аmnesty International назвала Израиль «государством апартеида» и призвала Совбез ООН ввести всеобъемлющее эмбарго на поставки оружия стране, где «господствует система расистского угнетения миллионов людей».

Как было отмечено, Тель-Авив «относится к палестинцам как к низшей расовой группе, определяемой их нееврейским статусом. Израиль должен демонтировать систему апартеида и начать относиться к палестинцам как к людям с равными правами и достоинством. Пока этого не произойдет, мир и безопасность останутся далекой перспективой как для израильтян, так и для палестинцев».

Спецкоординатор ООН по ближневосточному мирному процессу в ходе своего выступления в Совбезе подчеркнул, что «все поселения израильтян на палестинских территориях являются незаконными и серьезно препятствуют достижению мира». Он призвал правительство Израиля «немедленно прекратить любую поселенческую деятельность». Как и прежде, все эти призывы остаются гласом вопиющего в пустыне.

Израильский министр обороны Б. Ганц заявил, что «у палестинцев в будущем появится свое государственное образование, но не полноценное, а, своего рода, квази-государство, у которого будет суверенитет с учетом израильских потребностей в безопасности». О каком суверенитете можно говорить в этом случае, Ганц не пояснил.

Тем временем в «Организации освобождения Палестины» провели новые кадровые назначения. Главой Национального совета – главного руководящего органа ООП – назначен помощник президента М. Аббаса Р. Фаттух. Членом исполкома ООП стал Х. Шейх, считающийся доверенным лицом Аббаса и ключевой фигурой по связям с Израилем и США. Именно ему прогнозируют следующий пост генсека ООН. Оба политика воспринимаются как потенциальные преемники главы Палестины.

Примечательно, что Тель-Авив, как и Запад в целом, опасаются краха палестинского правительства в Рамалле, понимая, что в этом случае к власти могут прийти силы, которые будут не столь терпеливы к оккупантам. В связи с этим израильтяне оказывают экономическую поддержку Палестинской национальной администрации в попытке уменьшить влияние ХАМАС.

Кстати,  в отношении украинского кризиса Израиль поначалу никак не решался встать на чью-либо сторону, определившись лишь после давления Вашингтона. При этом израильтяне пытаются найти свои плюсы от происходящих событий, надеясь перезапустить важные для себя геоэкономические проекты…

Руслан Раминов, специально для портала

Muslim Politic

Tags: , , , ,

Comments are closed.