Геополитический коронавирус: причины, версии и последствия (часть первая: экономическая)

Опубликовано: 17.04.2020

Эпидемия коронавируса продолжает шагать по планете, охватывая все большее количество стран и регионов. И хотя некоторые из них уже начинают ослаблять карантинные меры, а в Гренландии и вовсе объявили о победе над болезнью, говорить об окончании пандемии пока не приходится. Главным, однако, является даже не сама эпидемия, а тот мир, который мы получим после нее, мир, который уже получил название «поствирусного и посткарантинного»…

Но прежде чем начать обсуждение того, что может быть «после», необходимо проанализировать то, что было «до», т.е. причины происходящих на наших с вами глазах событий.

В первую очередь следует отметить, что коронавирусная эпидемия не является первой – до нее уже были вспышки в 2002-ом (вирус SARS), 2012-ом (MERS) и 2015-ом (MERS) годах. Что касается нынешней эпидемии (вызванной вирусом SARS-CoV-2), то необходимо сразу обозначить, что существуют официальные и неофициальные причины произошедшего, причем как естественного, так и искусственного происхождения.

Согласно официальной версии, коронавирус нового типа, получивший название Covid-19, впервые был обнаружен 17 ноября 2019 года в Китае, в провинции Хубэй (Hubei), в г. Ухань (Wuhan). Считается, что именно там заболел первый т.н. нулевой пациент, однако что привело к заболеванию до сих пор точно неизвестно.

Данная версия выглядела бы весьма убедительно, учитывая, что и вспышка 2002 года тоже была в Китае. Если бы не несколько но… И первым из них является наличие в Ухани Института вирусологии, в котором имеется Национальная лаборатория биобезопасности, где проводились связанные с коронавирусами научные исследования.

В связи с этим вскоре стали появляться версии неофициальные. По одной из них, Covid-19 был случайно или не случайно выпущен из уханьской биолаборатории. На этом, кстати, строятся обвинения в адрес Китая, идущие, в основном, со стороны США, которые поначалу даже ввели в обиход понятие «китайский вирус».

***

В свою очередь, Пекин, возмущенный столь агрессивной информационной войной, ответил Вашингтону не менее жестко, обвинив самих американцев в том, что именно они и занесли заразу в Китай. Согласно этой версии, озвученной официальным представителем китайского МИДа и быстро ставшей популярной, новый коронавирус мог быть занесен в КНР в октябре 2019 года американскими солдатами, прибывшими в Ухань для участия в VII Всемирных военных играх. Солдаты же, в свою очередь, могли заразиться в Форте Детрик, где располагается военно-биологическая лаборатория, которая, по странному совпадению, закрылась в августе 2019-го из-за «угроз безопасности».

Что интересно, одним из подтверждающих данную версию аргументов являются заявления главы американского Центра по контролю и профилактике заболеваний (CDC) Роберта Редфилда, который во время своего выступления в Палате представителей заявил, что ряд ранее скончавшихся в США пациентов умерли вовсе не от гриппа, а от коронавируса.

***

Нельзя пройти мимо и т.н. транснациональных версий, утверждающих о причастности к происходящему различных наднациональных структур. Сторонники этих версий обращают внимание на целый ряд примечательных фактов. Например, на то, что инвестором одной из располагающихся в Ухани биолабораторий является Джордж Сорос. При этом ее официальный адрес – 666 Gaoxin Road East Lake – вызывает резонные «символические» аналогии.

Из других вызывающих вопросы фактов отмечают следующие события:

— выход в 2010 г. документа “Scenarios for the Future of Technology and International Development” под авторством “The Rockefeller Foundation” и “Global Business Network”, где одним из сценариев будущего является “The Pandemic”;

— проведение в октябре 2019 г. «симуляции эпидемии коронавируса» такими организациями как “The Johns Hopkins Center”, “World Economic Forum” и “Bill & Melinda Gates Foundation”;

— наличие нескольких типов вируса SARS-CoV-2 (А, В и С), причем первый из них (А), с которого, вероятнее всего, и началась эпидемия, наибольшее распространение имеет вовсе не в Китае, а в США;

— наличие основных очагов инфекции на достаточно близком диапазоне географических широт (КНР, ИРИ, Италия, Испания, США);

— начало эпидемии в Иране в главном религиозном центре страны, г. Кум, а не, к примеру, в Тегеране, чего следовало бы ожидать в первую очередь;

— заражение коронавирусом моряков на французском авианосце «Шарль де Голль», который не причаливал к суше с середины марта;

— публикация в 2015 г. в известном журнале материала о конструировании «химеры» – гибридной версии коронавируса, где черным по белому сказано, что «исследователи создали новый вирус, который очень хорошо растет в клетках человека»…

Примечательно, но даже по официальной версии SARS-CoV-2 считается «гибридом двух коронавирусов, первый из которых обнаружен у летучих мышей, а второй (внимание!) –неизвестного происхождения».

Подобного рода фактов, вызывающих резонные вопросы, вероятно, появится еще немало, и многие из них, скорее всего, так и останутся без ответа или будут занесены в «конспирологический список». Кстати, несмотря на то, что «транснациональные» версии традиционно считаются из разряда «теории заговора» и потому часто подвергаются осмеянию, нельзя не задаться вопросом: «Если есть транснациональные компании (ТНК), то почему не может быть транснациональных интересов?». Вопрос и вытекающий отсюда ответ весьма логичен и не несет в себе ничего конспирологического, ведь если есть транснациональные интересы и цели, то и добиваться их можно с помощью таких же средств, как это делают национальные государства, только уже на другом, более глобальном уровне.

***

Итак, версий того, по какой причине возникла пандемия, более чем достаточно, и каждый может выбрать для себя наиболее, как он считает, логичную и разумную. Но какую бы версию не выбрать, для каждой из них будет актуальным следующий вопрос: «Что будет после эпидемии?». (Будем надеяться, что она все же вскоре закончится). Ожидает ли нас новый «поствирусный мировой порядок», как об этом сказал известный гуру международной политики Генри Киссинджер? И если да, то, что это означает?

Очевидно, что, в первую очередь, речь идет об экономике, ведь именно она страдает сейчас больше всего. И здесь, опять же, всплывает «случайное совпадение» – практически весь 2019 год международные финансовые институты убеждали мир в приближении крупного экономического кризиса. Covid-19 этот процесс ускорил в разы, и вот уже МВФ говорит о «возвращении эпохи Великой депрессии». Свою роль в данном процессе сыграла и новая «нефтяная война», в еще большей степени запутавшая узел геоэкономических противоречий.

Что же просматривается в будущем мировой экономики? Прежде всего, туманные перспективы Соединенных Штатов, где эпидемия разбушевалась не на шутку, поставив Белый дом в очень непростое положение: если не вводить карантин, смертность может достичь катастрофических размеров; если же ограничения вводить, американскую экономику может ждать настоящий обвал. Так, аналитики JP Morgan прогнозируют падение крупнейшей в мире экономики почти на 40%. И это не говоря о растущей огромными темпами безработице.

Экономический крах США, если он случится даже не в прогнозируемых масштабах, должен привести к колоссальным изменениям. Прежде всего, ускорится процесс дедолларизации, что, в свою очередь, может повлечь исчезновение таких понятий как долларовый стандарт и нефтедоллар. Последний, как известно, появился в 1970-х гг., сменив т.н. золотой стандарт, т.е. привязку доллара к золоту. Приведет ли исчезновение нефтедоллара (если оно действительно случится) к возвращению золотого стандарта? Тенденции последних лет говорят в пользу этого:

— во-первых, цена на нефть все больше и больше падает, тогда как на золото, напротив, увеличивается;

— во-вторых, центробанки большинства стран мира неизменно и активно наращивают этот драгметалл в своих активах;

— в-третьих, целый ряд стран уже возвратил свои золотые запасы к себе на родину, и этот процесс продолжается;

— наконец, в-четвертых, в сентябре 2019 г. канул в лету «золотой картель», базировавшийся на соглашении обладателей крупнейших запасов золота (Central Bank Gold Agreemen).

***

Возвращение золотого стандарта и исчезновение стандарта долларового может привести к тому, о чем экономисты говорят уже давно – на смену «мировой валюте» придут т.н. валютные зоны. Речь идет о регионах, где будут доминировать крупные региональные валюты, наподобие евро, юаня, рубля и т.д. Возможно и появление новых, объединяющих отдельные регионы валют. (Не следует упускать из внимания и цифровизацию денег, включающую в себя как отказ от налички, так и усиление криптовалют).

В то же время, некоторые, казалось бы, «готовые» для данного процесса зоны, в частности, Евросоюз, также могут раздробиться на отдельные кусочки. На первый взгляд, разрушение ЕС противоречит процессу регионализации, однако иногда для того, чтобы что-то построить, необходимо что-то и разрушить. В этом плане свою роль может сыграть т.н. схлопывание экономик, вызываемое действительно необходимыми карантинными мерами, что в еще большей степени усиливает изоляционизм в его противостоянии с глобализмом. Однако, если экономически мощные государства, еще имеют шансы остаться на плаву, то менее устойчивым странам грозит финансовый коллапс, что, вероятнее всего, приведет к их внутренней дестабилизации. Таким образом, влияние пандемии может стать уже политическим, и это тема для отдельного исследования…

Агентство геополитических исследований «Манара»

Muslim Politic

Продолжение в Части №2…

Tags: ,

Comments are closed.