Обзор Аравийского п-ва: «победа Китая» в регионе; миграция предприятий ЕС в ОАЭ; оманский газ для ФРГ; и мн. др. за февраль-март 2023

Опубликовано: 31.03.2023

Саудовская Аравия

Главным событием для страны и региона в целом, безусловно, стало подписанное 10 марта при посредничестве Китая соглашение с Ираном о постепенном восстановлении отношений. Мировые СМИ назвали произошедшее «победой Пекина» и «поражением Вашингтона».

The Washington Post пишет, что соглашение представляет собой «крупную дипломатическую победу КНР, поскольку страны Персидского залива видят, что США постепенно уходят с Ближнего Востока». The Wall Street Journal считает, что Белому дому «следует побеспокоиться». В то же время есть информация о том, что саудовцы заручились поддержкой американцев.

В свою очередь, арабские эксперты сошлись во мнении, что произошедшее является «ударом по Америке и Израилю и победой китайской дипломатии». Так, в Кувейте соглашение назвали «шагом в правильном направлении», ожидая, что оно «повысит стабильность в регионе, в т.ч. остановит войну в Йемене и реорганизует систему безопасности и стратегические вопросы в ряде стран Ближнего Востока».

В Катаре посчитали, что саудовско-иранский договор «положительно отразится на решении открытых проблем в регионе». В Ливане отметили, что реакция Эр-Рияда заключается в том, что «арабы умеют защищать свои интересы и без Запада». В Иордании прогнозируют, что данный договор «перекроит карту альянсов и союзов в регионе». В то же время ОАЭ уверены в том, что все это не обязательно означает отступление США и прогресс КНР в регионе.

Центр Карнеги полагает, что саудовско-иранское сближение представляет собой важный геополитический сдвиг на Ближнем Востоке и защищает Эр-Рияд от региональных последствий любой атаки Израиля на иранские ядерные объекты. Кстати, министр финансов КСА пообещал, что, если все пойдет по плану, они готовы инвестировать в иранскую экономику.

The Financial Times считает, что случившееся является попыткой королевства «выиграть время и перевести дух после того, как напряженность достигла невыносимого уровня, угрожающего планам королевства по достижению долгосрочных целей».

По мнению WSJ, «похоже, что саудовские лидеры намерены использовать более высокие цены на нефть для финансирования стремления страны стать игроком в мировой торговле с процветающей ненефтяной экономикой». Агентство Bloomberg пишет, что «в настоящее время КСА – это страна с твердой политикой, движимой национальными интересами. Это другое саудовское государство».

Примечательно, что ранее СМИ сообщали о готовности Эр-Рияда «нормализовать отношения с Израилем в обмен на ряд условий в области обороны и безопасности и развития гражданской ядерной программы». Несмотря на прошедшие в феврале «военные переговоры», администрация Дж. Байдена отклонила эти «большие просьбы». Именно после отказа Белого дома саудовцы и обратились к китайцам как к посредникам.

После подписания соглашения с Ираном Эр-Рияд начал реальные шаги и по налаживанию отношений с Сирией. Саудовские власти уже ведут переговоры с Дамаском о возобновлении консульских услуг, а агентство Reuters сообщает, что КСА и САР договорились открыть посольства.

Еще одним важным шагом стало одобрение правительством страны вступления в «Шанхайскую организацию сотрудничества». Кабмин одобрил меморандум о предоставлении королевству статуса партнера по диалогу ШОС, что является первым шагом, после которого КСА может быть предоставлено полноправное членство.

В экономическом плане ВВП страны впервые превысил триллион долларов. По данным на 2022 год, размер экономики Саудовской Аравии эквивалентен размеру экономик 16 арабских стран, вместе взятых. Также Эр-Рияд достиг профицита бюджета в размере $27,7 млрд. Доходы от нефти достигли рекордных $228,3 млрд, в то время как доходы, не связанные с нефтью, составили ок. $109,2 млрд. При таких доходах саудовские власти вполне могут позволить себе покупку 78 самолетов “787 Dreamliner” компании “Boeing” для «повышения глобальной конкурентоспособности».

Йемен

На фоне подписанного саудовского-иранского соглашения многие ожидают и деэскалацию йеменского конфликта. Движение «Ансар Аллах» («хуситы») высоко оценило договор между Эр-Риядом и Тегераном, подчеркнув, что регион «нуждается в восстановлении нормальных отношений».

По данным France-Presse, Саудовская Аравия хочет завершить йеменский конфликт, чтобы сосредоточиться на своих проектах развития, тем более, что Эр-Рияд не может выиграть войну в Йемене, несмотря на свое военное превосходство.

Впрочем, ряд экспертов считают, что вопреки ожиданиям, война в Йемене может стать даже более ожесточенной, указывая на то, что конфликт был в основном локальным. По их мнению, соглашение может изменить региональные расчеты, но едва ли оно быстро разрешит внутренний конфликт.

К тому же, поддерживаемый Абу-Даби «Южный переходный совет» не связан никаким соглашением. В связи с этим предполагается, что «после возможного ухода саудитов Йемен станет свидетелем либо быстрого посредничества с помощью нейтральной стороны, либо возврата к гражданской войне, в которой, вероятнее всего, “хуситы” одержат победу».

На этом фоне WSJ сообщает, что ОАЭ хотят построить военную базу на одном из островов в Баб-эль-Мандебском проливе, о чем уже говорилось ранее. Йеменские же СМИ пишут, что Абу-Даби уже строит разведывательную базу на о. Абд аль-Кури (архипелаг Сокотра), причем совместно с Израилем. Согласно некоторым данным, проживающих там рыбаков хотят выселить в Хадрамаут.

А вот в богатой нефтью, газом и полезными ископаемыми провинции Эль-Махра, имеющей важное стратегическое положение, фиксируется активность со стороны США и Великобритании. Предлогом для этого, как это часто бывает, является «борьба с терроризмом».

ОАЭ

Президент Мухаммед Аль Нахайян назначил своего сына Халеда наследным принцем Абу-Даби. Эта должность оставалась вакантной с мая 2022 г., и на нее претендовали сразу несколько человек. Дело в том, что по закону президентом страны становится эмир Абу-Даби. Следовательно, первым кандидатом на пост главы государства в будущем теперь является Халед Аль Нахайян.

ОАЭ, Франция и Индия объявили о создании «тройственной инициативы сотрудничества» в различных областях, которая должна послужить платформой для продвижения проектов с акцентом на солнечную и ядерную энергию, технологические инновации и культурную сферу. Особый упор делается и на сотрудничестве в области обороны.

Министр внешней торговли заявил, что крупные заводы в ЕС стремятся перенести свои штаб-квартиры в ОАЭ, чтобы воспользоваться легким доступом к источникам энергии. По его словам, «начинается миграция предприятий из Европы, и крупные заводы в таких секторах, как алюминий и удобрения, уже говорят об открытии своих филиалов в стране». Заинтересовалась Эмиратами и Италия, повысившая уровень двусторонних отношений до стратегического партнерства.

Отдельным вопросом для эмиратских властей является кибербезопасность – на нее планируется потратить $79 млрд: деньги пойдут на модернизацию развед- и киберслужб, служб в сфере безопасности и искусственного интеллекта. Эксперты отмечают, что к этому Абу-Даби побудили последние геополитические события на Ближнем Востоке. В связи с этим укрепляются отношения со спецслужбами других стран, прежде всего Турции, КСА, Израиля и США.

ОАЭ и Турция ведут переговоры в оборонной сфере, и похоже, что Анкара готова передать ряд технологий. Также стороны подписали всеобъемлющее экономическое соглашение, направленное на увеличение объема торговли до $40 млрд. Это должно должно предоставить порядка 100 000 рабочих мест для Турции и около 25 000 для ОАЭ. (В предстоящий период планируется подписать аналогичные соглашения с Камбоджей, Грузией, Украиной и Таиландом).

В марте страну посетил глава Сирии Б. Асад. Дипломатический советник президента ОАЭ А. Гаргаш заявил в связи с этим: «Хватит более чем десятилетия войны, насилия и разрушения, пришло время укреплять сотрудничество и солидарность арабских стран для обеспечения стабильности и процветания в регионе».

Также свой визит в страну осуществил секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана А. Шамхани. Вице-президент ОАЭ и правитель Дубая Мухаммед Аль Мактум заявил на встрече, что они «не позволят третьим силам использовать свою территорию против Ирана».

Из других новостей можно отметить ввод в коммерческую эксплуатацию третьего энергоблока АЭС «Барака», что увеличило общую установленную мощность до 4,2 ГВт. Продолжает страна играть важную роль и на нефтяном рынке. Так, Абу-Даби опроверг сообщения о «намерении выйти из состава ОПЕК».

Экс-советник президента ОАЭ заявил, что «арабская четверка (Египет, КСА, ОАЭ и Бахрейн) сыграла свою роль, и ее действие закончилось». По его словам, «союзы носят временный характер, и саммит в Абу-Даби заложил основу для новой арабской оси». Речь идет о январском саммите с участием ОАЭ, Бахрейна, Катара и Омана, к которым присоединились Египет и Иордания. Это заявление вызвало резкую реакцию со стороны саудовцев.

Официальные лица заявили о понижения уровня диппредставительства в Израиле после расистских заявлений израильского министра финансов Б. Смотрича. Помимо этого, Абу-Даби приостановил действие оборонных соглашений с Тель-Авивом. Аналогичные шаги изучают еще 3 арабские страны.

Франция не рассматривает возможность выкупить у ОАЭ истребители Mirage 2000-9, чтобы передать их Украине. «На данном этапе обратный выкуп для отправки Украине не предусмотрен», – приводят СМИ слова должностного лица, которое пожелало остаться неизвестным.

Катар

Эмир Катара издал указ о назначении главой правительства Мухаммеда Аль Тани, который также будет продолжать занимать пост главы МИД. Как отмечают эксперты, новый премьер становится вторым по влиятельности человеком в стране после эмира Тамима Аль Тани.

Катар и Япония договорились об усилении технологического и оборонного сотрудничества, о чем было объявлено на второй сессии стратегического диалога. Доха и Кабул подписали соглашение о развитии начального образования в Афганистане, в соответствии с которым проект позволит 30 000 ученикам, 50% из которых составляют девочки, завершить начальное образование в нескольких афганских провинциях. При этом следует отметить, что аравийские монархии все больше сокращают свое присутствие в Афганистане.

Бюджет страны в 2022 г. достиг профицита в $24,4 млрд, что является рекордным увеличением (примерно на 5500%) по сравнению с 2021 г. (ок. $440 млн). Государственные доходы за прошлый год составили ок. $82 млрд, из которых почти $70 млрд составили доходы от нефти и газа.

Экс-премьер Джассим Аль Тани призвал «цивилизованно урегулировать разногласия с Ираном», отметив, что «никто не хочет войны, потому что она навредит всем». При этом если с Тегераном Доха призывает дружить, то с Дамаском мириться не хочет, о чем в очередной раз заявили катарские власти.

Кувейт

В Кувейте главным событием стало аннулирование сентябрьских выборов в парламент. В соответствии с решением Конституционного суда, распущенный парламент вернулся к своей работе, а его спикер Марзук аль-Ганим восстановлен в должности и уже призвал провести новые выборы. Ранее эмир Наваф Аль Сабах повторно назначил Ахмеда Аль Сабаха главой кабмина, после того, как в январе тот подал в отставку.

Часть экспертов считают, что сложившаяся ситуация приведет к «очень серьезным последствиям». Другие говорят, что решение «конституционно обосновано». Кувейтские аналитики описывают ситуацию как «запутанную и двусмысленную», отмечая зависимость политической стабильности от сотрудничества правительства с парламентом. В связи с этим решение КС «усиливает разжигание бушующей политической борьбы».

Кувейт считается самой открытой страной Персидского залива с точки зрения политической системы, но она переживает частые политические кризисы, которые препятствуют реформам и увеличивают разрыв с соседними государствами. Дефицит бюджета на новый финансовый год оценивается в $22 млрд. При этом есть и новый положительный аспект: вклад ненефтяных доходов впервые увеличился до 19%.

Кувейтское правительство решило расформировать Агентство национальной безопасности, подчинив его МВД. Также некоторые госучреждения будут упразднены или объединены. При этом работа по реформированию системы безопасности осуществляется под руководством сотрудников ЦРУ и ФБР при содействии саудовцев. Агентство по-прежнему будет отвечать за контрразведку, но его хотят разделить на две отдельные структуры: одна будет отвечать за безопасность, другая – за разведку. Эр-Рияд также посоветовал усилить сферу кибербезопасности.

Как и Катар, Кувейт не планирует следовать примеру арабских стран в восстановлении контактов с Сирией. Об этом на Мюнхенской конференции по безопасности заявил глава МИД страны. Правда, это было до ирано-саудовского соглашения, после которого Эр-Рияд начал шаги по сближению с Дамаском.

Бахрейн

Манама, вслед за саудовцами, начала проводить переговоры с Тегераном, что воспринимается как прелюдия к восстановлению отношений. Так, в марте спикер парламента Бахрейна встретился с прибывшей иранской парламентской делегацией. Также сообщается о возможном скором открытии рейсов между двумя странами.

Бахрейнский Минфин сообщил о росте доходов от нефти на 58% по сравнению с бюджетными оценками и увеличении общих государственных доходов на 42% (более $10,3 млрд). В свою очередь, кабмин объявил о самом высоком с 2013 г. экономическом росте в стране: в частности, ВВП вырос на 4,9%. При этом вклад ненефтяного сектора достиг 83%, что стало самым высоким показателем в истории королевства.

В США заявили, что Вашингтон предоставит Манаме истребители F-16 Block 70, ударные вертолеты, а также оборудование в области ракет и ПВО. Таким образом, Бахрейн может стать первым государством, получившим последнюю модель F-16, причем даже раньше, чем сами американские ВВС.

Оман

«Первый стратегический диалог» между Оманом и США завершился подписанием соглашения об экономическом сотрудничестве. Диалог включал «подписание меморандума о взаимопонимании для расширения торговли и инвестиций в стратегические области оманской экономики».

На этом фоне Маскат принял решение открыть воздушное пространство для израильских самолетов. Этот шаг говорит о том, что страна продолжает придерживаться своей политики, основанной на отказе от участия в региональной геополитической конкуренции.

Ранее Оман посетил с визитом президент Сирии, что стало возможным благодаря усилиям арабских стран. В марте состоялся первый с момента установления дипотношений телефонный разговор между президентом В. Путиным и султаном Хайсамом Аль Саидом. Стороны обсудили пути расширения торгово-экономического сотрудничества и реализации совместных взаимовыгодных проектов, в т.ч. в логистической сфере.

В то же время Маскат продолжает переговоры с Германией о поставках СПГ, и, как пишут СМИ, стороны близки к подписанию долгосрочного соглашения, рассчитанного примерно на 10 лет. Как известно, Берлин ищет альтернативу российскому газу, и оманский СПГ, хоть и частично, но вполне может ею стать. Ранее был подписан договор с китайской Unipec: начиная с 2025 г. Маскат обязуется поставлять в Китай 1,4 млрд кубометров газа в год.

Кстати, экспорт газа из Омана в 2022 г. достиг самого высокого в истории уровня (11,3 млн тонн). Оманский газ дошел до таких новых и отдаленных пунктов назначения как Пуэрто-Рико. На сегодняшний день страна является крупнейшим после Катара экспортером СПГ на Ближнем Востоке.

Не забывают оманские власти и про «зеленый водород», заключив уже 6 соглашений об инвестициях в его производство на сумму более $20 млрд. Соглашения были подписаны компанией “Hydrogen Oman” с разработчиками Бельгии, Нидерландов, Великобритании, Японии, Сингапура, Германии, Индии, а также Кувейта и ОАЭ.

Из других новостей следует упомянуть об установлении дипломатических отношений между Султанатом Оман и Государством Ватикан в рамках расширения официальных отношений Святого Престола с арабо-исламским миром.

Али Алиев, политический обозреватель портала

Muslim Politic

Tags: , ,

Comments are closed.