Обзор аравийских стран: кто выиграл в борьбе с Катаром; что будет с Пятым флотом в Бахрейне; кого прикроет «Железный купол» в КСА; и многое другое за декабрь 2020 – январь 2021

Опубликовано: 02.02.2021

Катар

Важнейшим событием для региона стало завершение катарского кризиса, начавшегося в июне 2017-го. Основной причиной, по которой инициаторы блокады пошли на попятную, считаются итоги выборов в США. При этом The Guardian назвало урегулирование кризиса «выражением усталости».

Примечательно, что Доха не выполнила ни одного из выдвинутых условий: ни закрытия Al Jazeera; ни отказа от поддержки «ихванов», ни ликвидации турецкой военной базы, ни понижения уровня отношений с Ираном. Единственное, что сделал Катар – отказался от исков в адрес соседей на сумму $5 млрд. Ряд СМИ сообщили было о смене политики Al Jazeera в отношении Египта, но позже эта информация была опровергнута. Зато призыв Бахрейна «уладить разногласия» остался пока без ответа.

Сразу после примирения катарские власти заявили, что не будут пересматривать отношения с Турцией и Ираном. Более того, была выражена готовность стать посредником между Тегераном и странами Залива и США, а также между Анкарой и Эр-Риядом. Таким образом, катарцы подтвердили свой статус важного регионального посредника (чем не замедлили воспользоваться южнокорейцы в вопросе освобождения своего танкера).

Из экономических событий можно отметить одобрение бюджета страны на 2021 год в размере $53,5 млрд, но с дефицитом около $9,3 млрд. При этом бюджет основан на ориентировочной цене барреля нефти в $40. Французские СМИ сообщили о покупке Катаром 8 отелей в Западной Африке (в Сенегале, Камеруне и Кот-д’Ивуаре), назвав ее крупнейшей в истории африканских сделок по покупкам в сфере туризма.

Саудовская Аравия

Для КСА завершение катарского конфликта также стало важным событием, и большинство саудовских граждан это поддержали. Однако, по мнению аналитиков, примирение в его нынешней форме стало, по сути, признанием неспособности превратить Катар в зависимое государство наподобие Бахрейна. А близкий ко двору эксперт Турки аль-Хамад прямо заявил, что «отношения с Дохой останутся основанными на подозрениях, сомнениях и опасениях».

В свою очередь, WP пишет, что Бен Салман сделал эту уступку, пытаясь угодить Дж. Байдену: «Подписанное соглашение выглядело жалкой капитуляцией кронпринца». И действительно, несмотря на оптимизм в отношениях с новой администрацией США, кронпринц понимает, что с Байденом ему легко не будет, для чего и идет на уступки. Но как далеко он сможет пойти, и как отреагируют на это в Белом доме?

У Бен Салмана, правда, есть еще один козырь – Израиль: в случае ухудшения отношений с Вашингтоном Эр-Рияд вполне может пойти на сближение с Тель-Авивом (как это сделало Марокко, получив поддержку в вопросе с Западной Сахарой). Вероятно, это одна из причин, почему КСА до сих пор не установило отношения с Израилем – им нужен предмет торга с Вашингтоном.

Другой причиной считается внутреннее недовольство, о чем свидетельствует опрос, опубликованный Вашингтонским институтом ближневосточной политики. 54% ??саудовцев назвали сближение с Израилем, на которое пошли ОАЭ и Бахрейн, «негативным», и эти цифры шокировали Эр-Рияд. (Возможно, поэтому в КСА и решили «наказать» израильтян за утечку важной информации). Также саудовцы выразили симпатии движению ХАМАС и «ихванам», которые с 2014 г. признаны в королевстве «террористической организацией». Кстати, за последнее время более 100 имамов и проповедников лишились своих должностей за отказ критиковать «ихванов» во время пятничных проповедей, как того требуют циркуляры властей.

Тем временем, агентство Bloomberg сообщает, что Эр-Рияд пересматривает свою роль «защитника мусульман» и вместо этого делает упор на «светские национальные интересы». Это подтверждается тем, что власти начали серьезные реформы в области образования, зачистив учебные программы 2020/21 гг. от «нетолерантных текстов». И если с «призывами к насилию» надо было действительно что-то делать, то удаление текстов об отношении ислама к блуду и сексуальным меньшинствам – явный уход в секулярный либерализм.

Из экономических событий можно отметить принятие бюджета с дефицитом в $37,6 млрд, что составляет 4,9% ВВП страны. Это означает одно – влезание в новые долги. Правда, Бен Салман объявил о новой стратегии саудовского инвестиционного фонда и о его активах, которые к 2030 г. превысят $2 трлн. Но откуда он их возьмет, это большой вопрос… Тем более, что были озвучены планы строительства еще одного «города будущего» – The Line, который должен стать «беспрецедентным примером развития мегаполиса будущего мирового класса». Прибавьте к этому планы по превращению Эр-Рияда в один из 10 крупнейших городов мира. Цифры, которые называются в плане затрат, запредельны, и это при том, что проект первого «города будущего» – Neom серьезно провис.

Надежды на иностранные инвестиции тоже могут рухнуть, ведь на Эр-Рияд сыпятся обвинения то в хакерских атаках, то в нарушении прав человека, то в отправлении в разные регионы специальных команд-убийц. (По данным турецких СМИ, такие команды были направлены в Канаду и Норвегию). С другой стороны, британский парламентский комитет по расследованиям выявил, что экс-наследный принц Бен Найеф провел в одиночном заключении 9 месяцев, в течение которых он «сильно похудел и страдает от болезней». Согласно Guardian, его могут вновь вернуть в одиночную камеру, если он «не согласится отдать свои деньги».

Разговоры об инвестициях и грандиозных проектах идут на фоне продолжающейся войны в Йемене, где Эр-Рияд, похоже, окончательно зашел в тупик. В добавление к этому королевство столкнулось с первым последствием смены власти в США – «заморозкой» поставок оружия. Это, кстати, может открыть «оружейные врата» для России: NI пишет сразу о 5 видах российского оружия, которые могут приобрести саудиты.

Еще одним «сюрпризом» стали не до конца понятные нападения. Одна из последних атак произошла в конце января, когда ракетным ударам подверглась столица КСА. На первый взгляд, ничего удивительно – «хуситы» запускали ракеты и раньше. Но при этом они всегда брали за это ответственность, а здесь уже несколько раз  свою причастность опровергают (как, например, при взрыве на танкере в районе Джидды). Более того, ответственность за последнюю атаку взяли ранее неизвестные «Бригады истинных обещаний», которые пригрозили ударами и по Дубаю.

Эксперты недоумевают, что бы это могло означать. Но, возможно, ответ лежит на поверхности: американцы объявили о намерении увеличить число своих баз в КСА, а Пентагон сообщил о планах развернуть в королевстве противоракетную систему «Железный купол». Для таких грандиозных планов удары по Эр-Рияду стали, вероятно, весьма кстати. И большой вопрос, кого будет прикрывать эта израильская система, учитывая, что Тель-Авив начал активное проникновение в те страны Залива, которые установили с ним тесные отношения…

ОАЭ

В Абу-Даби 24 января открылось посольство Израиля, и туда уже прибыл глава дипмиссии Эйтан Наэ. В тот же день эмиратское правительство одобрило открытие посольства в Тель-Авиве. Более того, «Шин Бет» и «Моссад» начали создавать в ОАЭ свои штаб-квартиры в рамках подготовки к разработке планов и обучению местных структур для «противодействия любым направленным против Израиля операциям». Может, действительно правы СМИ, поведавшие о планах Трампа «сбежать в ОАЭ».

В рамках процесса сближения за последние 8 недель ОАЭ посетило более 50.000 израильских туристов. И далеко не всем это нравится, особенно учитывая их поведение, что уже вызвало несколько скандалов. В целом, можно сказать, что сближение с Тель-Авивом вызывает недовольство. Так, конференция с участием министров образования ОАЭ и Израиля привела к заявлениям о том, что «пока у нас в стране проходят такого рода мероприятия, израильские учебные программы призывают к убийствам арабов и захвату арабских земель». (Кстати, в самом Израиле СМИ пишут, что лидеры израильских группировок, занимающихся наркоторговлей и проституцией, перенесли из стран Восточной Европы в ОАЭ свою деятельность и рабочие штаб-квартиры).

Тем временем кронпринц Абу-Даби Бен Заед продолжает уделять большое внимание своей противоракетной обороне. Считается, что его главным приоритетом станет повышение готовности противостоять иранским баллистическим ракетам. Но неприятным звоночком для принца стало решение администрации Байдена приостановить продажу Эмиратам истребителей F-35. Хотя ранее посол ОАЭ в США предупреждал, что в случае срыва сделки им придется обратиться к другим странам

Завершение катарского кризиса также затронуло страну, и хотя Бен Заед всячески противился этому, все же под давлением Эр-Рияда и Вашингтона был вынужден пойти на примирение. Несмотря на это, финансируемое Эмиратами лондонское издание Al-Arab подвергло катарцев и саудовцев очередной порции критики. «Когда Катар выполнял свои обещания? Когда Саудовская Аравия достигала успеха без посторонней помощи?», – написало издание, вызвав резкую реакцию в КСА. (Кстати, до этого «Муджтахид» писал о том, что Бен Салман буквально «взбешен ударами в спину» от Абу-Даби).

И все же официальная позиция ОАЭ смягчается все больше, в т.ч. и в адрес Турции. Турецкие издания тоже сообщают, что стороны устанавливают контакты с целью улучшения отношений. При этом Анкара призывает Абу-Даби не выдвигать условий, называя их «смешными».

Из других событий можно отметить принятие поправок в конституцию, в соответствии с которыми теперь гражданство и паспорт ОАЭ «могут получить инвесторы, талантливые специалисты, ученые, врачи, инженеры, артисты, творческие люди и их семьи».

Бахрейн

Манама вслед за Абу-Даби продолжает укреплять разносторонние отношения с Израилем, который уже назначил поверенного в делах в этой аравийской монархии. В том числе бахрейнские власти ожидают притока израильских туристов, надеясь за счет них улучшить свой бюджет. Ведь, согласно министру промышленности, торговли и туризма, из-за пандемии Бахрейн ожидают потери доходов от туризма в размере более $2,6 млрд. В целом же убытки, понесенные туристической сферой в различных ее секторах, оцениваются в среднем в $10,6 млн в день.

Важной новостью для бахрейнцев стала сенсационная встреча короля Хамада Аль Халифа с известным оппозиционером Абдуллой аль-Арифи, считающимся вторым лицом оппозиции после Исы Касеми, который вынужден был уехать заграницу. Эта встреча стала возможной после победы Байдена. В связи с этим оппозиция надеется на некоторую «оттепель», хотя некоторая ее часть настроена не столь оптимистично.

На этом фоне 18 правозащитных организаций уже обратились в Белый дом с требованием «обеспечить возвращение демократии и прав человека в основу внешней политики США в отношении Бахрейна». Причем Байдена призвали продемонстрировать готовность введения санкций и переброски из Манамы Пятого флота. (Здесь следует отметить, что такие угрозы озвучивались еще во время Б. Обамы, и, вероятно, теперь этот вопрос начнут обсуждать с новой силой).

Йемен

19 января, за день до смены власти в США, госдепартамент внес движение «Ансар Аллах» в список «террористических организаций». Спецпосланник ООН по М. Гриффитс, комментируя данное решение, подчеркнул, что оно помешает посредническим усилиям по мирному урегулированию. FT в свою очередь, призвала Байдена «остановить безумие предшественника в Йемене». Последний уже объявил о том, что пересмотрит это решение, назвав его «неверным». А новый госсекретарь Э. Блинкен заявил, что действия КСА в отношении йеменцев привели к «наихудшему гуманитарному кризису современности», обвинив, правда, в агрессии и «хуситов».

Другим важным событием для Йемена стало создание нового правительства, сформированного в соответствии с Эр-Риядскими соглашениями. Кабмин состоит из 24-х министров, 12 из которых представляют северные провинции и 12 – южные, включая 5 портфелей для представителей ЮПС, ратующего за отделение южного Йемена. Завершить этот процесс удалось после того, как президент А. Хади убрал из кабмина кандидатуры, против которых выступал Эр-Рияд. Саудовцы пытаются создать правительство, которое не завязано на Хади, сделав его более гибким для переговоров с «хуситами».

Однако новое правительство столкнулось с опасностями уже во время прибытия в Аден: аэропорт этого южного центра подвергся атаке неизвестных, в результате чего было убито и ранено более 130 человек. В этом сразу обвинили «хуситов», но те опровергли свою причастность. По их мнению, произошедшее является результатом сведения счетов между разными группировками в правительственных силах. В этой связи примечательным стало мнение замглавы ЮПС, по словам которого, обвинения в адрес «хуситов» прозвучали «как минимум, преждевременно». К тому же, согласно Al Arabiya, очевидцы говорили о разрывах минометных снарядов и о стрельбе по людям, что говорит о нахождении нападавших вблизи или даже внутри аэропорта.

По одной из версий, за нападением стояли ОАЭ, которые недовольны примирением ЮПС с «лоялистами». И хотя официальных подтверждений этому нет, поддержка Эмиратами сепаратистов, по мнению ООН, «подрывает йеменское правительство». Впрочем, действия Хади также осложняют ситуацию: его кадровые решения были названы «опасным переворотом».

Таким образом, работа нового правительства начала тормозиться еще даже не начавшись, и может и вовсе остановиться. Так, глава сепаратистов А. Зубайди в интервью эмиратскому каналу Sky News Arabia прямо заявил: «Восстановление государства на юге – единственное решение для стабильности в регионе». К тому же, в конце января делегация ЮПС прибыла в Москву, где, согласно изданию «Независимый Аден», пройдут переговоры по вопросу «восстановления государственности юга Йемена».

Кувейт

В Кувейте прошли очередные парламентские выборы, окончившиеся победой оппозиции. Большого успеха достигли представители племен, получившие 29 мест из 50. Также в парламент пробились шииты (5 мест) и «Конституционное исламское движение» (местные «ихваны», 3 места). Неожиданностью стал полный провал либералов и т.н. салафитов, лишившихся всех мест.

Оппозиционный состав сразу дал о себе знать при избрании спикера парламента. По всем раскладам должен был победить Б. Хмейди, но после того, как 8 депутатов, обещавших ему поддержку, отдали свои голоса М. Ганиму, победу одержал действующий спикер. После выборов было избрано и правительство во главе с С. Сабахом, однако, не проработав и месяц, оно подало в отставку. Формирование нового правительства снова поручили премьеру, который проводит интенсивные консультации с парламентом и политическими силами для создания крепкого и устойчивого кабмина.

Еще до отставки правительство озвучило приоритеты: достижение устойчивости госфинансов, реструктуризация госсектора, развитие системы образования, развитие рынка труда с упором на «кувейтизацию». Кстати, общее число иностранной рабочей силы в Кувейте снизилось с 3,9-ти до 2,8 млн человек, в т.ч. из-за пандемии. Так, около 500.000 экспатриантов покинули страну добровольно, в дополнение к почти 600.000, срок проживания которых истек, когда они находились за пределами Кувейта. Столько же экспатриантов ожидают снятия коронавирусных ограничений.

Что касается бюджета страны, то на 2021-22 гг. он должен составить $76 млрд, при этом дефицит ожидается на уровне $39 млрд. По мнению экономистов, проект бюджета был подготовлен из расчета производства 2,4 млн баррелей нефти в день при средней цене $45 за баррель. Для выравнивания же расходов и доходов требуется цена в $90 за баррель.

Оман

В Омане произошли крупные изменения в системе власти. Султан Хайсам бин Тарек ввел в стране институт наследника престола, которым должен стать старший сын правителя Зиязин. Другими указами султана создается Комитет, который будет контролировать кабмин и который будет подотчетен напрямую главе страны.

Также в султанате были проведены кадровые перестановки в Совете по обороне и Совете по нацбезопасности. Контролировать эти структуры будет помощник султана Шихаб бин Тарек. При этом полномочия двух Советов сокращаются и над ними усиливается контроль со стороны правящей семьи. Кроме того, проведены изменения в оманских ВС – сменилось руководство Генштаба, ВМС, ВВС, сухопутных войск, Королевской гвардии и Сил спецназа. Все эти шаги, по единодушному мнению, ведут к укреплению власти султана.

Продолжит ли Маскат свою политику нейтралитета и посредничества? По всей видимости, да, особенно после урегулирования катарского кризиса. Однако американцам не нравится активная роль оманцев в ряде конфликтов. Об этом заявил Фонд Карнеги, предупредивший о «гневе США по поводу роли Маската в Сирии».

Из экономических новостей можно выделить отказ от субсидирования цен на электричество и воду, хотя для семей, доход которых не превышает $3.260 в месяц, эти льготы сохранятся. Причиной данного шага является продолжающееся из-за пандемии и низкой цены на нефть истощение денежных ресурсов. Вот и очередной госбюджет ($28,3 млрд) будет дефицитным ($5,7 млрд). На этом фоне Национальный центр статистики и информации страны привел данные о сокращении иностранных рабочих. По его данным, в течение первых 10-ти месяцев 2020 г. их число сократилось на 276 тыс. человек.

P.S. За чертой обзора остались такие интересные события как: возвращение Пакистаном саудовских денег; захват Индонезией иранского судна, что, возможно, связано с арестом южнокорейского танкера; новая политика США на ближневосточном направлении; смещение приоритетов Белого дома с Ближнего Востока на Азию; а также планы по созданию на Аравийском п-ве единого воздушного пространства

Али Алиев, политический обозреватель портала

Muslim Politic

Tags: , ,

Comments are closed.